1. Говорить «нет». Финансовый директор помогает выстраивать правила и регламенты в компании, и он же следит за их исполнением. Важно уметь говорить «нет», когда кто-то пытается нарушить установленные договорённости. И это лишь один пример, когда специалисту нужно будет отстаивать свою позицию.
2. Видеть причинно-следственные связи. Любой финансовый результат требует анализа. Нужно не констатировать факт, что у компания ухудшились показатели, а понять почему. Для этого нужно постоянно искать причинно-следственные связи, выстраивать аналитику по периодам и смотреть в будущее.
3. Понимать цели и предлагать способы их достижения. У каждой таблицы, финансовой модели или гипотезы должна быть цель. Финансовый директор должен приходить к собственнику не просто с красивыми отчётами и идеями, а с конкретными вариантами решения проблем, обоснованными цифрами.
4. Принимать решения не на эмоциях, а на цифрах. Важно уметь «подняться над ситуацией» и смотреть на все вопросы с точки зрения того, что бы вы сделали, если бы бизнес был ваш.