Top.Mail.Ru
Проверьте
эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Как оптимизировать производство и выйти из кризиса без долгов? Учимся у Генри Форда

Автомобили марки Ford можно встретить на улицах любого города, а имя основателя компании Генри Форда есть в каждом учебнике по истории или экономике. Первое крупное конвейерное производство, первый бюджетный автомобиль — всё это про Ford Motor Company.

Но история этой компании состоит не только из невероятных успехов и событий, изменивших мир. Сегодня поговорим о том, как компания справилась с долгами и улучшила производство в кризисное время. Об этом не написано на официальном сайте Ford, но это стоит знать предпринимателям.


13.12.2022
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Ford Motor Company в начале XX века

В 1908 году компания выпустила первый бюджетный автомобиль на американском рынке — Ford Model T. К 1919 году эта модель завоевала 40% внутреннего рынка США. Почти всю прибыль Форд реинвестировал в расширение производства.

До 1919 года акциями компании владел не только Генри Форд. Но если его в первую очередь интересовало благополучие предприятия, то остальные акционеры были скорее заинтересованы в личной выгоде. Поэтому в 1919 году Генри Форд полностью выкупил компанию, взяв для этого кредит на 70 млн долларов.

Что случилось в 1920 году?

Конец Первой мировой войны в 1918 году вдохнул новые силы в развитие экономики США. Федеральная резервная система поддерживала низкую ключевую ставку для финансирования производства на протяжении уже нескольких лет. Промышленность процветала, а у людей появлялись деньги, которые они были готовы тратить.

Обратной стороной этого стал рост денежной массы, который мог привести к росту инфляции, что сильно волновало политиков. Для предотвращения кризиса летом 1920 года правительство США приняло решение о сокращении государственного бюджета на 75% и увеличении ключевой ставки.

Однако эти меры подтолкнули ситуацию к ухудшению. В этот момент многие предприятия возвращались к гражданской промышленности, и им были нужны деньги на развитие. С фронта вернулось более миллиона солдат, которые начали искать работу. Экономика всё ещё нуждалась в государственной поддержке, а получить её стало сложнее.

Начался экономический спад. За 1920 год объём производства снизился более чем на 30%, а безработица выросла почти на 11%. Это привело к общему падению прибыли предприятий на 75%. Началась дефляция.

В такой экономической ситуации у большинства американцев просто не осталось денег на покупку автомобиля.

У Генри Форда проблемы

К началу кризиса 70-миллионный кредит Генри Форда превратился в долг в 33 млн долларов. Ещё 18 млн требовалось на оплату подоходного налога и 7 млн на премию рабочим. На банковском счету компании в этот момент было всего 20 млн долларов. Пошли слухи, что управление компанией скоро перейдет в руки к банкирам.

Изначально компания планировала погасить долги за счёт полученной прибыли. Но резкое падение спроса на автомобили не просто привело к снижению объёма продаж, но и сделало производство убыточным. С каждой новой машиной компания теряла 20 долларов.

Образовался кассовый разрыв в 38 млн долларов. Доходы компании упали, приближался срок расчёта по кредиту, оставались и другие запланированные расходы.

Что предпринял Генри Форд?

Самым простым выходом из ситуации был займ, но Генри Форд им не воспользовался. Он считал: «Нет более неблагоприятного момента для займа, чем тот, когда банки думают, что займ необходим». Поэтому он начал искать новые решения для выхода из кризиса.
Компании нужно было разобраться с падением объема продаж. Чтобы вернуть спрос на свои автомобили, Генри Форд решил прибегнуть к самому большому в истории автомобилестроения снижению цен. Автомобили стали стоить на 20% дешевле — цена в 440 долларов была даже ниже их себестоимости. Это должно было вернуть интерес потребителей. Возможно, в других условиях это бы сработало, но Ford Motor Company не могла противостоять национальному кризису в одиночку. Продажи снова упали.

Сокращение офисного персонала

За время Первой мировой войны штат офисных сотрудников сильно вырос из-за госзаказов на военную продукцию. К 1920 году необходимость в них отпала, так как предприятие полностью вернулось к гражданской промышленности. Штат «белых воротничков» решили сократить.

Анализ активов компании

Параллельно выяснилось, что у предприятия ещё оставались военные займы и готовая продукция по военным заказам. Кроме того, Ford Motor Company имела имущество за рубежом, которое не приносило прибыли.

Всё это было решено продать, чтобы получить деньги здесь и сейчас. Этот процесс Генри Форд назвал «Чистка дома».
Хотите узнать, насколько эффективен ваш бизнес? Обратитесь в сервис «Финансист» и получите прозрачную и удобную отчётность.
БЕСПЛАТНО покажем на примере из вашей сферы как работает сервис
Демонстрация

Эффективное управление запасами и Just-In-Time Delivery

С 1916 года производством тракторов Ford руководил человек по имени Эрнест Канцлер. В годы Первой мировой войны ему удалось значительно ускорить производственный процесс за счёт закупки и доставки всех комплектующих ровно к моменту, когда в них появлялась потребность.

Руководство компании увидело способ снизить издержки предприятия за счёт ускорения оборота и эффективного управления запасами.

В этот момент на одном из заводов Ford Motor Company накопилось комплектующих и запасных частей на 88 млн долларов. Эрнест Канцлер получил этот завод в своё ведение и начал разрабатывать план по эффективной реализации этих запасов.

Так появилась стратегия «Just-In-Time Delivery», которая предполагала доставку всех запасных частей на заводы и готовых изделий к дилерам ровно в тот момент, когда они становились необходимы. Достигнуто это было с помощью учёта уже имеющегося расписания работ, налаженной системы доставки и приобретения целой железной дороги.

Обратная сторона

Но компания Форда использовала и несколько хитрых ходов. Новые машины поступали к дилерам в нужные сроки, но к ним прилагались большие запасы комплектующих, которые дилеры обычно не заказывали. Оплата должна была проводиться сразу же в полном объёме. Отказаться было нельзя, так как сотрудничество с Ford Motor Company считалось выгодным и перспективным. Вера в компанию не позволяла обрывать с ней связи, чем и воспользовался Генри Форд.

В схожем положении оказались и поставщики компании. Генри Форд запрашивал для себя отсрочку по всем платежам минимум на месяц. Ему никто не отказывал, так как потеря такого клиента могла привести к негативным последствиям в будущем.

Чем всё закончилось?

Ситуация разрешилась лучшим для Ford Motor Company образом. Благодаря предпринятым мерам, к весне 1921 года компания рассчиталась по всем обязательствам и вышла в плюс на 20 млн долларов. Кризис миновал, Ford Motor Company осталась собственностью Генри Форда.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →