Top.Mail.Ru
AI помощник XinData
Мобильное приложение
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Аномальный рост выручки и никакой прибыли: как бесплатный аудит помог разобраться в ситуации

В бизнесе случается, когда компания разрабатывает финансовую модель, слепо верит в неё и перестаёт анализировать реальное положение дел. Это чревато работой в убыток.

Чтобы этого не произошло, необходимо системно вести управленческую отчётность и анализировать изменения ключевых показателей. В этом кейсе рассказываем, как компания «ТастРитейл» выявила наиболее прибыльные товары и увеличила доход с помощью аудита от «Финансиста».
26.12.2022
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

В чём проблема?

Компания «ТастРитейл» уже более 10 лет торгует подарочной и сувенирной продукцией. Всё это время руководители бизнеса вели управленческий учёт «по ощущениям» — субъективные представления менеджеров играли большую роль, чем реальные цифры. Из-за этого у собственника не было представления, что происходит в бизнесе и на чём нужно сосредоточить своё внимание.

Чтобы наладить управленческую отчётность и повысить управляемость бизнеса, компания заказал аудит данных.

Что мы сделали?

Для начала мы настроили интеграцию с 1С, загрузили в систему «Финансиста» данные с 1 января 2021 года, а затем проанализировали цифры за текущий год.

Изучили отчёт по продажам

На этом этапе сгруппировали номенклатуры и узнали, какие группы товаров занимают наибольшую долю в формировании прибыли.

Параллельно выяснили, что маржинальность по всем позициям находится на уровне 100%, что фактически невозможно. Это означает, что данные о себестоимости были утеряны, и проанализировать прибыль по каждой группе позиций нельзя.
Аналитики сформировали отчёт на основе 5 самых прибыльных групп товаров. Их включили в качестве статей выручки, а остальные приходные документы попали в статью «прочее».

Построили ключевые финансовые графики

Для анализа деятельности компании построили графики поступления денежных средств, денежных потоков и структуры выручки.

После этого мы проанализировали данные и узнали, что:

  1. у компании нет ярко выраженных периодов сезонности;
  2. денежный поток был близок к нулю на протяжении всего года;
  3. в апреле 22-го года продажи аномально выросли в сравнении с предыдущим годом.
Продолжили изучать показатели — оказалось, что:

  • выручка в апреле по сравнению с мартом выросла больше чем в два раза: с 6 до 12,4 млн. При этом денежный поток увеличился не сильно: с 0,2 до 1,9 млн.
  • дальше сравнили показатели за март и август. При росте выручки с 6 до 12,9 млн денежный поток практически не увеличился: с 0,2 до 0,7 млн.
Так, мы выяснили, что выручка росла, а денежный поток напротив уменьшался. Это плохо: если расходы постоянные, при увеличении выручки валовая прибыль тоже должна расти.

Аналитики предположили, что причина кроется в высоких расходах на зарплату. Гипотезу быстро подтвердили с помощью расчётного показателя:

Зарплата / Поступление денег

Так, в предыдущем году соотношение составило 28%, в текущем — выросло до 42%. Это говорит о том, что из каждых заработанных 100 рублей 42 уходит на зарплату.

Углубились в причины аномального роста выручки

Чтобы понять, почему выручка увеличилась, мы создали график её структуры. Оказалось, что резко выросла выручка по позиции Х, но уже в мае ситуация выровнялась. Наши специалисты создали по три графика для каждой группы товаров: по выручке, количеству и цене.

  • На тюбетейки приходится 12% выручки.
  • На чак-чак подняли цену в 2 раза, что привело к падению количества продаж на четверть, однако выручка выросла на 50%.
  • Тюбетейки в марте стали продаваться активнее: с 200 до 720. Это составило 20% от общего числа продаж. В следующих месяцах отмечались рост цены и падение проданных единиц.
  • Выручка по товарам категории «национальная одежда» выросла в два раза за счет повышения цены в три раза. Количество проданных единиц при этом упало на 50%.

Что мы рекомендовали клиенту?

После построения отчетов и проведения анализа мы подготовили для «ТастРитейл» несколько рекомендаций.


  1. Необходимо обсудить с собственником количество продаж: возможно, есть способы изменить тенденцию.
  2. Продажи выросли значительно сильнее, чем денежный поток — нужно построить управленческую отчётность и углубиться в анализ, чтобы найти причины.
  3. Доля зарплаты в доходах существенно возросла — возможно, стоит пересмотреть систему мотивации сотрудников.
  4. Нужно обратить внимание на то, как продаются тюбетейки — возможно, отделу маркетинга стоит сделать на них акцент.

После этого мы продолжили работу с клиентом. Руководство компании изучило нашу аналитику и изменило подход к продажам и зарплате. Финансовые показатели «ТастРитейл» уже улучшились, однако окончательные выводы можно будет сделать только в середине следующего года.
Хотите так же? Закажите аудит от «Финансиста» и получите прозрачную и удобную отчётность.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →