Совет 2. Отслеживать финансовые показатели в динамикеВажно отслеживать, как меняются выручка и чистая
прибыль. Если в компании нет ярко выраженной сезонности, имеет смысл сравнивать показатели со значениями прошлых периодов: например, выручку сентября и августа. Если сезонность есть, можно сравнивать показатели год к году: прибыль в июле 2023-го и в июле 2022-го.
Кроме показателей в динамике, потребуются и другие инструменты финансового анализа, которые помогут определить причины изменения.
Совет 3. Определять убыточные направленияГрамотный управленческий учёт даёт возможность анализировать бизнес по проектам, клиентам и направлениям. Так можно посмотреть, что и сколько приносит или отнимает у компании.
Для каждого юнита следует рассчитывать валовую прибыль и рентабельность.
Рентабельность = Валовая прибыль / Выручка * 100%Например, валовая прибыль — 60 тысяч рублей, а выручка — 160 тысяч рублей. Рентабельность в этом случае равна 37,5%.
От убыточных проектов необязательно отказываться. Можно оптимизировать доходы и расходы: уменьшить себестоимость, воспользоваться услугами аутсорсинга, провести ребрендинг, поднять цены.
Совет 4. Контролировать дебиторку и запасыИногда часть денег бизнеса оказывается заморожена на складе: в неликвидных товарах или запасах на будущее. В таком случае увеличить оборотный капитал поможет регулярная инвентаризация активов. Чтобы разморозить средства быстрее, можно устроить акцию.
Кроме того, средства могут числиться в
дебиторской задолженности. Чтобы не сталкиваться с проблемной дебиторкой, нужно до начала сотрудничества проверять контрагентов. Также не стоит слишком часто предоставлять отсрочку.
Совет 5. Контролировать долговую нагрузкуС этим поможет расчёт соотношения долга к EBITDA:
Долговая нагрузка = Долг / EBITDAХорошо, когда коэффициент не превышает 3.
Совет 6. Контролировать взаиморасчёты с ФНС Даже если в вашем бизнесе работает самый надёжный бухгалтер, стоит периодически запрашивать «Справку об отсутствии задолженности перед бюджетом». Это поможет убедиться, что у налоговой службы точно нет претензий к компании. Случайные ошибки бывают у всех, и такая практика позволит вовремя обратить на это внимание.
Совет 7. Поддерживать эмоциональное здоровье сотрудниковЧеловеческий капитал должен быть главным для предприятия. Важно проводить регулярные встречи, чтобы отслеживать атмосферу в коллективе и поддерживать настроение сотрудников.
Также на предприятии должна быть понятная система мотивации и возможность развиваться. Сотрудники должны хорошо понимать свои цели и знать, что их ценят.
Дополнительным способом мотивировать персонал могут стать курсы повышения квалификации, после прохождения которых сотрудник сможет претендовать на более высокий уровень ответственности и повышение дохода.