Компания предоставляет клиенту товар или услугу без предоплаты, но с условием, что товар или услуга будут оплачены в установленный срок. В таком случае клиента называют дебитором — лицом, которое должно компании-партнеру.
Также дебиторская задолженность может означать выдачу займа работнику компании, переплату по налогам. Кроме того, она может возникать, если учредитель вовремя не внёс долю в уставной капитал.
Дебиторская и кредиторская задолженности
Определения, которые часто путают. При дебиторской задолженности компания ожидает получить деньги от клиента. Это актив на балансе компании.
Кредиторская задолженность является пассивом. Это сумма средств, которую компания должна выплатить контрагенту.
Виды дебиторской задолженности
По срокам погашения. Дебиторская задолженность бывает текущей, краткосрочной (если срок погашения не более одного года) и долгосрочной (если срок больше года).
По состоянию выплат. Дебиторская задолженность делится на текущую (когда время выплачивать долг ещё не пришло) и просроченную (если клиент так и не выплатил долг к установленной дате).
По возможности погашения. Дебиторская задолженность считается сомнительной (если долг без банковской гарантии, поручительства или залог не погасили в срок) или безнадежной (если у долга истек срок исковой давности, либо должник — банкрот).
Интересно рассказываем про финансы бизнеса, делимся полезными подборками и весёлыми мемами
Как отслеживать дебиторскую задолженность?
Дебиторская задолженность — финансовый показатель компании, как и выручка или доход. Поэтому этот показатель также подлежит бухгалтерскому учёту. Минимум раз в год компания проводит инвентаризацию дебиторских активов, чтобы сформировать налоговую отчетность. Это может происходить в других случаях. Например, когда компания меняет форму собственности, закрывается, оформляет банкротство или перепроверяет документы после стихийного бедствия.
В процессе инвентаризации дебиторских активов сотрудники компании проверяют все документы, которые подтверждают наличие дебиторской задолженности у клиентов. В результате такой проверки компания понимает, сколько клиенты должны и в какой срок они способны погасить свои долги. В разных ситуациях можно либо взыскать, либо списать дебиторскую задолженность.
Как взыскать дебиторскую задолженность?
Компания имеет право взыскать долг с клиента, если дебиторская задолженность просрочена.
В таком случае кредитор в досудебном порядке может узнать причину, по которой клиент не смог погасить долг. Затем запросить акт сверки — документ, который показывает остатки и долги по расчётам между дебитором и кредитором. По общей договоренности компания может дать клиенту отсрочку по погашению долга или его поэтапной оплате.
Если с клиентом возникли разногласия, то компания отправляет письмо-претензию с требованием погасить задолженность. Если клиент отказывается вернуть долг или не отвечает на письмо в течение 30 дней после получения, кредитору необходимо обратиться в суд. Для этого компания составляет иск и прикладывает все документы, которые подтверждают задолженность клиента.
Когда дебиторскую задолженность списывают?
Списать дебиторскую задолженность можно только по результатам инвентаризации и письменному приказу руководителя компании, если: