Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Что делать финансовому директору во время кризиса? 7 вопросов, волнующих специалистов

Сейчас любой бизнес находится в нестабильной ситуации — непонятно, как планировать и выстраивать процессы. Чтобы облегчить работу предпринимателям и финансовым специалистам, сервис «Финансист» уже
15.03.2022
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Кроме того, запустили еженедельные вебинары с вопросами от участников и ответами от финансистов. В этой статье собрали главные тезисы с первого вебинара. Получилось 7 вопросов и три блока тем:
  • Стас Кутузов
    CEO сервиса «Финансист»
  • Наталья Эйдинова
    Директор CanConsult

Что делать с сотрудниками?

Стоит ли срочно сокращать персонал в текущей ситуации?

Стас Кутузов, CEO сервиса «Финансист»:
Сейчас решения принимать опасно — каждый день меняется контекст. Мы договорились, что резких движений в сторону сокращения делать не будем. Наоборот, посмотрели на то, какие возможности сейчас открываются: есть поддержка IT-отрасли, будет развиваться работа с грантами и тендерами. У нас нет этой экспертизы, а значит, привлечём новых специалистов.
Наталья Эйдинова, директор CanConsult:
Я боюсь, сейчас никто не скажет, как правильно. В нашей компании (CanConsult — финансовые директора на аутсорсе) мы тоже никого не сокращаем, и я солидарна со Стасом, что открываются возможности, где нужны новые компетенции. Так происходит во многих отраслях, где возможно импортозамещение. Пусть это будет и не завтра.

Как финансисты мы понимаем, что любого человека нанять — это большая сумма: обучить, интегрировать в коллектив. Но если всё-таки в компании решили сокращать сотрудников, то крайне рекомендую делать это планово. Люди, работающие у нас сегодня, — это денежный поток апреля. Советую коррелировать, делать короткий сценарный бюджет, проверить выручку и рост.

Если проверяете на падение мотивации, то составляете пофамильный список: Иванов, Петров, Сидоров, мотивация на сегодня 10−20−30−50, или его оклад с KPI. А затем в сценарном анализе против каждой фамилии ставите меры: увольнение, сокращение расходов, изменение мотивации. И готовите эти меры сегодня, потому что падение выручки может произойти внезапно.

Чтобы не было хаотичных движений, вы нечаянно не уволили нужных людей и сохранили максимально команду, этот план должен быть. Чтобы его воплотить, нужно время: предупредить человека, договориться.

«Смотрим на возможности, которые открываются. Смотрим на текущие компетенции в команде. Делаем план, в котором понимаем в зависимости от падения или роста выручки, что нам нужно, а что — нет».

Что делать с KPI сотрудников, если они потеряли мотивацию?

Стас:
Расскажу на примере нашей команды. У отдела продаж есть план. Чтобы нам сделать столько-то продаж, нам нужно привести столько-то обращений. Они в основном генерировались из платного рекламного трафика. Facebook отключили, и, следовательно, мы не можем загрузить менеджера, а он не может выполнить план по продажам. Мы договорились фиксить план и сопоставлять с объёмом лидов. Во всех отделах мы примерно так же сделали, потому что большой план без возможности его выполнить — демотивирует.
Наталья:
Мы никак пока мотивацию не меняли, и надеюсь, что удастся её удержать на том же уровне. У клиентов вижу две ситуации. Большие компании с регламентами, где KPI поменять — это полгода, сильно застряли, потому что не мобильны в решениях. Клиенты поменьше дали руководителям менять KPI с условием, что это не навсегда — через 2−3 месяца они снова пересмотрят и в зависимости от ситуации поменяют.
Вводить сложные KPI сейчас неактуально.

Как реагировать на изменения?

Что делать с ценами, если поставщики каждый день меняют прайс-листы?

Стас:
У меня здесь нет практического опыта, но мы пока решили «заморозить» цены.
Наталья:
Мы рекомендуем клиентам продержаться как есть 2−3 месяца. В это время смотрите товарные склады, изучайте и решайте, что делать с ценообразованием. Здесь нужна политика компании. Рассмотрим сценарии на примере торговли.

Политика № 1:
берём самую дорогую входящую цену, на неё накручиваем маржу, в которую включаем риски изменений, и на 7−10 дней и устанавливаем рабочий прайс.

Политика № 2:
устанавливаем размер маржи с запасом и делаем наценку на каждую позицию. Это метод «ЛИФО» — таким образом у нас будет много позиций продажи и много разных прайсов.

Если ситуация с волатильностью валюты продлится 3−5 месяцев, рекомендую рассмотреть вариант управленческого учёта в долларом эквиваленте. Это несложно и позволяет адекватно оценивать активы и обязательства компании вне зависимости от рублёвой зоны.

Есть ли смысл сейчас заходить на автоматизацию управленческого учёта? Это дорого

Стас:
Задача финансового директора — быстро отвечать на запросы бизнеса, строить сценарии, вытаскивать фактические данные, составлять новые отчёты и понимать, что будет происходить. В этом смысле вопрос автоматизации — просто вопрос ресурсов.

Дорого — вопрос относительный. Например, у нас стоимость средней подписки — в районе 10 000 рублей в месяц для компаний. Автоматизация высвободит большое количество финансистов, потому что их задача — быть правой рукой собственника и чётко понимать эффективность каждого бизнес-процесса.

Если у вас есть под рукой инструмент, который быстро даёт ответы на вопросы и не надо собирать это всё руками, то это большая ценность.
Наталья:
За последние 15 лет особо спокойных периодов и не было. Всегда что-то происходит: то кризис, то коронавирус, то ещё какая-нибудь история. А бизнес-то развивается. И если мы не вложим деньги в автоматизацию сегодня, завтра ещё что-то произойдет. Скорость сейчас важнее всего, а на Excel и ещё куче табличек скорость не построить.

Поэтому я считаю, что если бизнес видит своё будущее в перспективе, то все моменты для автоматизации удачны.

С какими показателями и прогнозами лучше всего сейчас прийти к директору?

Наталья:
У финансистов есть любимые показатели: рентабельность, оборачиваемость, финансовые циклы, рычаги и прочие штуки, но я не советую грузить ими бедных предпринимателей. Нужны показатели конверсии, количества покупок, коммерческих предложений, заключенных договоров. Составьте маленькую финансовую модель из 10 показателей.
Чтобы построить собственную модель, вы можете воспользоваться нашим шаблоном. Его можно получить,
нажав на кнопку.
Я уверена, что если вы работаете руками в своем бизнесе, вы их все знаете. Только уберите все сложности, пусть они будут за кадром. У владельцев внимание очень сильно сосредоточено во внешней стороне бизнеса.

Как развиваться финансисту в текущей ситуации?

Есть ли перспектива развития удалённой работы в финконсультировании?

Стас:
Думаю, это перспективный бизнес. Сейчас ситуация обострилась, и ко мне приходит большое количество друзей и знакомых с вопросами «что делать», «как составить финансовую модель», «какие решения принимать». Сейчас финансовый директор нужен большинству компаний, потому что «болит», и не все понимают, что делать.
Наталья:
Да, для нашей профессии рынок будет всегда. Тут важно сегментировать услуги. Есть постановка управленческого учёта, большие проекты бюджетирования — трудоёмкие процессы, которые хороши в стабильные времена. Сейчас время коротких и быстрых ответов, многосценарности. Если финансист может быстро диагностировать ситуацию, построить модель, несколько сценариев развития событий, то он точно нужен.

Есть ли смысл финдиру развиваться в Data Science?

Стас:
Любое обучение финдира идёт ему на пользу, даже если он учится рисованию, потому что это всё развивает определённые навыки. Тут важен вопрос приоритетов. Если в вашей компании знание Data Science приоритетно, то конечно, да. Для некоторых компаний такое обучение может оказаться достаточно специфично, и лучше отложить его на потом.
Наталья:
Смотря с каким количеством данных вы работаете. Если большая компания и большое количество данных, то Data Science поможет строить предиктивные модели и с ними поработать. Да и в целом, мне кажется, хорошо развиваться. Чем больше развиваешься в профессии, тем больше востребован на рынке.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →