Что делать финансовому директору во время кризиса? 7 вопросов, волнующих специалистов

Сейчас любой бизнес находится в нестабильной ситуации — непонятно, как планировать и выстраивать процессы. Чтобы облегчить работу предпринимателям и финансовым специалистам, сервис «Финансист» уже
15.03.2022
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Кроме того, запустили еженедельные вебинары с вопросами от участников и ответами от финансистов. В этой статье собрали главные тезисы с первого вебинара. Получилось 7 вопросов и три блока тем:
Стас Кутузов
CEO сервиса «Финансист»
Наталья Эйдинова
Директор CanConsult

Что делать с сотрудниками?

Стоит ли срочно сокращать персонал в текущей ситуации?

Стас Кутузов, CEO сервиса «Финансист»:
Сейчас решения принимать опасно — каждый день меняется контекст. Мы договорились, что резких движений в сторону сокращения делать не будем. Наоборот, посмотрели на то, какие возможности сейчас открываются: есть поддержка IT-отрасли, будет развиваться работа с грантами и тендерами. У нас нет этой экспертизы, а значит, привлечём новых специалистов.
Наталья Эйдинова, директор CanConsult:
Я боюсь, сейчас никто не скажет, как правильно. В нашей компании (CanConsult — финансовые директора на аутсорсе) мы тоже никого не сокращаем, и я солидарна со Стасом, что открываются возможности, где нужны новые компетенции. Так происходит во многих отраслях, где возможно импортозамещение. Пусть это будет и не завтра.

Как финансисты мы понимаем, что любого человека нанять — это большая сумма: обучить, интегрировать в коллектив. Но если всё-таки в компании решили сокращать сотрудников, то крайне рекомендую делать это планово. Люди, работающие у нас сегодня, — это денежный поток апреля. Советую коррелировать, делать короткий сценарный бюджет, проверить выручку и рост.

Если проверяете на падение мотивации, то составляете пофамильный список: Иванов, Петров, Сидоров, мотивация на сегодня 10−20−30−50, или его оклад с KPI. А затем в сценарном анализе против каждой фамилии ставите меры: увольнение, сокращение расходов, изменение мотивации. И готовите эти меры сегодня, потому что падение выручки может произойти внезапно.

Чтобы не было хаотичных движений, вы нечаянно не уволили нужных людей и сохранили максимально команду, этот план должен быть. Чтобы его воплотить, нужно время: предупредить человека, договориться.

«Смотрим на возможности, которые открываются. Смотрим на текущие компетенции в команде. Делаем план, в котором понимаем в зависимости от падения или роста выручки, что нам нужно, а что — нет».

Что делать с KPI сотрудников, если они потеряли мотивацию?

Стас:
Расскажу на примере нашей команды. У отдела продаж есть план. Чтобы нам сделать столько-то продаж, нам нужно привести столько-то обращений. Они в основном генерировались из платного рекламного трафика. Facebook отключили, и, следовательно, мы не можем загрузить менеджера, а он не может выполнить план по продажам. Мы договорились фиксить план и сопоставлять с объёмом лидов. Во всех отделах мы примерно так же сделали, потому что большой план без возможности его выполнить — демотивирует.
Наталья:
Мы никак пока мотивацию не меняли, и надеюсь, что удастся её удержать на том же уровне. У клиентов вижу две ситуации. Большие компании с регламентами, где KPI поменять — это полгода, сильно застряли, потому что не мобильны в решениях. Клиенты поменьше дали руководителям менять KPI с условием, что это не навсегда — через 2−3 месяца они снова пересмотрят и в зависимости от ситуации поменяют.
Вводить сложные KPI сейчас неактуально.

Как реагировать на изменения?

Что делать с ценами, если поставщики каждый день меняют прайс-листы?

Стас:
У меня здесь нет практического опыта, но мы пока решили «заморозить» цены.
Наталья:
Мы рекомендуем клиентам продержаться как есть 2−3 месяца. В это время смотрите товарные склады, изучайте и решайте, что делать с ценообразованием. Здесь нужна политика компании. Рассмотрим сценарии на примере торговли.

Политика № 1:
берём самую дорогую входящую цену, на неё накручиваем маржу, в которую включаем риски изменений, и на 7−10 дней и устанавливаем рабочий прайс.

Политика № 2:
устанавливаем размер маржи с запасом и делаем наценку на каждую позицию. Это метод «ЛИФО» — таким образом у нас будет много позиций продажи и много разных прайсов.

Если ситуация с волатильностью валюты продлится 3−5 месяцев, рекомендую рассмотреть вариант управленческого учёта в долларом эквиваленте. Это несложно и позволяет адекватно оценивать активы и обязательства компании вне зависимости от рублёвой зоны.

Есть ли смысл сейчас заходить на автоматизацию управленческого учёта? Это дорого

Стас:
Задача финансового директора — быстро отвечать на запросы бизнеса, строить сценарии, вытаскивать фактические данные, составлять новые отчёты и понимать, что будет происходить. В этом смысле вопрос автоматизации — просто вопрос ресурсов.

Дорого — вопрос относительный. Например, у нас стоимость средней подписки — в районе 10 000 рублей в месяц для компаний. Автоматизация высвободит большое количество финансистов, потому что их задача — быть правой рукой собственника и чётко понимать эффективность каждого бизнес-процесса.

Если у вас есть под рукой инструмент, который быстро даёт ответы на вопросы и не надо собирать это всё руками, то это большая ценность.
Наталья:
За последние 15 лет особо спокойных периодов и не было. Всегда что-то происходит: то кризис, то коронавирус, то ещё какая-нибудь история. А бизнес-то развивается. И если мы не вложим деньги в автоматизацию сегодня, завтра ещё что-то произойдет. Скорость сейчас важнее всего, а на Excel и ещё куче табличек скорость не построить.

Поэтому я считаю, что если бизнес видит своё будущее в перспективе, то все моменты для автоматизации удачны.

С какими показателями и прогнозами лучше всего сейчас прийти к директору?

Наталья:
У финансистов есть любимые показатели: рентабельность, оборачиваемость, финансовые циклы, рычаги и прочие штуки, но я не советую грузить ими бедных предпринимателей. Нужны показатели конверсии, количества покупок, коммерческих предложений, заключенных договоров. Составьте маленькую финансовую модель из 10 показателей.

Я уверена, что если вы работаете руками в своем бизнесе, вы их все знаете. Только уберите все сложности, пусть они будут за кадром. У владельцев внимание очень сильно сосредоточено во внешней стороне бизнеса.

Как развиваться финансисту в текущей ситуации?

Есть ли перспектива развития удалённой работы в финконсультировании?

Стас:
Думаю, это перспективный бизнес. Сейчас ситуация обострилась, и ко мне приходит большое количество друзей и знакомых с вопросами «что делать», «как составить финансовую модель», «какие решения принимать». Сейчас финансовый директор нужен большинству компаний, потому что «болит», и не все понимают, что делать.
Наталья:
Да, для нашей профессии рынок будет всегда. Тут важно сегментировать услуги. Есть постановка управленческого учёта, большие проекты бюджетирования — трудоёмкие процессы, которые хороши в стабильные времена. Сейчас время коротких и быстрых ответов, многосценарности. Если финансист может быстро диагностировать ситуацию, построить модель, несколько сценариев развития событий, то он точно нужен.

Есть ли смысл финдиру развиваться в Data Science?

Стас:
Любое обучение финдира идёт ему на пользу, даже если он учится рисованию, потому что это всё развивает определённые навыки. Тут важен вопрос приоритетов. Если в вашей компании знание Data Science приоритетно, то конечно, да. Для некоторых компаний такое обучение может оказаться достаточно специфично, и лучше отложить его на потом.
Наталья:
Смотря с каким количеством данных вы работаете. Если большая компания и большое количество данных, то Data Science поможет строить предиктивные модели и с ними поработать. Да и в целом, мне кажется, хорошо развиваться. Чем больше развиваешься в профессии, тем больше востребован на рынке.
Присылаем статьи раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Хотите задать вопрос финансовым специалистам? Подключайтесь к будущим вебинарам! Ближайший на тему «Как управлять финансами бизнеса в условиях кризиса?» состоится уже 17 марта.


Подписывайтесь на блог. Пишем простым языком о коммерческих финансах и приглашаем на бесплатные вебинары.



Получайте статьи почтой
БЕСПЛАТНО покажем на примере из вашей сферы как работает сервис
Демонстрация
Понравилась статья? Поделиться с друзьями