На запуск «Финансиста» ушёл дополнительный год, потому что сначала сервис оказался никому не нужен. На старте у нас была концепция: весь российский рынок мы рассматривали, как одну большую компанию с множеством отделов. Мы понимали, что на рынке популярность набирают SaaS-продукты, и начали смотреть, где их не хватает.
В отделе продаж уже были amoCRM и «Битрикс24», в бухгалтерии — «Мое дело». В финансовом секторе мы не нашли лидера рынка для малого и среднего бизнеса. А у нас были компетенции в разработке, взгляд финансиста на деньги, а ещё взгляд предпринимателя на финансы — в итоге всё сложилось воедино.
Мы накидали идей, сделали презентацию и пошли к знакомым бизнесменам. Спросили около 20 топ-менеджеров: «Если бы был такой классный продукт, который умеет вот это и это. Вы бы его взяли?». И с кем бы я ни общался, мне говорили, что продукт крутой. После таких отзывов, мы начали разработку. Но когда первая версия была готова, ни один из тех, кто говорил, что сервис классный, не купил его.
Тогда я зашёл в тупик. У меня не хватало знаний, чтобы продвигать то, чего ещё нет на рынке, при этом в сервисе ещё не был реализован весь функционал, который мы запланировали.
Я нашёл выход в селекционной программе ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив). Перед учёбой мне посоветовали прочитать книгу Роберта Фитцпатрика «Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?». Прочитав книжку, я понял, что мы крепко облажались.
Нам все говорили, какая крутая идея, но реальной потребности у клиентов не было. По крайней мере, мы её не нашли. Вернее, мы её даже не пытались найти. Мы просто показали презентацию, получили комплименты и всё.
Книга для меня открыла, как правильно организовать custom development с клиентами. Как правильно задавать вопросы, выявлять боли, понимать, что нужно сделать для запуска стартапа. В итоге пришлось полностью пересобрать продукт и запуститься на год позже.