Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Получите до 70 000 руб за перенос отчетности из Excel или другого сервиса в сервис Финансист
Бесплатно. Навсегда
Оставьте заявку на бесплатный аудит
и получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши в подарок
Осталось 17 мест в этом месяце
Оставьте заявку на бесплатный аудит
и получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши в подарок
Получите до 70 000 руб за перенос отчетности из Excel или другого сервиса в сервис Финансист
Осталось 17 мест в этом месяце
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Как снизить дебиторскую задолженность?

17.08.2023
Ирина Кокшарова


Бизнес-практик, финансовый директор, эксперт по внедрению управленческого учёта и системы KPI, основатель проекта «Правила финансов»
Отвечает:
Дебиторская задолженность (ДЗ) — серьёзный вызов для бизнеса, даже если экономическая ситуация в целом стабильна. Во время кризиса задержанные оплаты так и вовсе могут привести к банкротству.

Однако есть порядок действий, который позволит сократить дебиторскую задолженность и избежать значительных проблем.

Шаг 1. Создать справочник дебиторской задолженности

Понадобятся данные о задолженностях с группировкой по менеджерам, договорам и клиентам с контактными данными. Следует также указать размер долга и срок оплаты.

Шаг 2. Разделить дебиторскую задолженность на категории

Рекомендуется разбить дебиторскую задолженность на пять групп:

  • будущая — ожидаемые платежи, срок погашения которых ещё не наступил;

  • текущая — платежи, которые должны поступить в нынешнем периоде;

  • просроченная — деньги, которые не перечислили вовремя;

  • проблемная — долг, который сложно взыскать с контрагента;

  • безнадёжная — задолженность с истекшим сроком давности или та, которую невозможность востребовать.

Шаг 3. Назначить ответственных

По категориям ДЗ могут быть разные ответственные. Например, текущие оплаты можно поручить менеджерам отдела продаж. Проблемную дебиторку лучше передать юристам. Безнадёжной может заняться бухгалтер — её требуется грамотно списать.

Шаг 4. Разработать инструкцию по работе с дебиторской задолженностью

Регламенты и порядок действий помогут ответственным корректно организовать свою работу. Так они смогут вовремя принимать подходящие решения.

Шаг 5. Установить критерии классификации дебиторки

Важно понимать, когда можно относить дебиторскую задолженность к категории безнадёжной. Списание долгов напрямую связано с убытками компании. Поэтому следует определить, когда попытки вернуть деньги точно не принесут результата.

Шаг 6. Создать скрипты звонков и писем

Напоминать об оплате — неприятная задача. Нельзя, чтобы менеджер растерялся во время звонка или не смог составить письмо. С этим помогут готовые шаблоны.

Шаг 7. Продумать KPI по работе с долгом

Показатели эффективности замотивируют персонал эффективнее работать с взысканием долгов.
Анастасия Просвирнина
Редактор «Финансиста»
Григорий Усанов
Главный редактор «Финансиста»
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите узнать, насколько эффективен ваш бизнес?
Обратитесь в сервис «Финансист» и получите прозрачную и удобную отчётность
Что ещё почитать?
Error get alias