Подобная ситуация может возникнуть вне зависимости от уровня
прибыли и масштабов конкретного бизнеса. Даже у компании, которая зарабатывает миллионы, может не хватать средств на выполнение обыкновенных операций.
Это обусловлено нарушением синхронизации между поступлениями и тратой денег. Средства поступают позже, чем должны быть использованы на покрытие расходов бизнеса.
Можно выделить четыре основные причины возникновения кассового разрыва. 1. Расчётные ошибки при формировании бюджетаЧасто разрыв возникает, когда финансовый отдел или собственники неправильно посчитали потенциальные затраты компании и забыли составить
платёжный календарь. По итогам конкретного периода бизнес может оказаться в плюсе, однако кассовый разрыв всё равно возникнет из-за несовпадения фактических дат платежей и зачисления денежных средств.
2. Проблемы с закупками Расчёты по закупкам без учёта потребительского спроса могут привести к кассовому разрыву. Так, компания может заказать слишком большое количество товара и провалиться на этапе реализации из-за отсутствия интереса у аудитории.
3. Сезонность бизнесаУ бизнеса могут быть проблемы, если его услуги или продукция пользуются спросом только в отдельный сезон. Например, магазин по продаже сноубордов получает основную прибыль с осени до середины весны. Летом клиенты редко берут товар впрок, из-за чего выручка падает на 60−70%. Если руководство не просчитает расходы, в этот период может не хватить средств на зарплату сотрудников и аренду помещения.
4. Дебиторская задолженностьЕсли компания регулярно предоставляет клиентам и партнёрам различные возможности рассрочки и отсрочки платежей, в какой-то момент задолженность может помешать оплатить текущие расходы компании.