Top.Mail.Ru
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Что такое кассовый разрыв?

Кассовым разрывом называют нехватку средств для погашения расходов (обязательств), которые в данный момент есть у компании. Например, компания должна заплатить арендодателям за офис или перевести заработную плату сотрудникам, однако денег на счетах нет.









Когда появляется кассовый разрыв?

Подобная ситуация может возникнуть вне зависимости от уровня прибыли и масштабов конкретного бизнеса. Даже у компании, которая зарабатывает миллионы, может не хватать средств на выполнение обыкновенных операций.

Это обусловлено нарушением синхронизации между поступлениями и тратой денег. Средства поступают позже, чем должны быть использованы на покрытие расходов бизнеса.

Можно выделить четыре основные причины возникновения кассового разрыва.











1. Расчётные ошибки при формировании бюджета

Часто разрыв возникает, когда финансовый отдел или собственники неправильно посчитали потенциальные затраты компании и забыли составить платёжный календарь. По итогам конкретного периода бизнес может оказаться в плюсе, однако кассовый разрыв всё равно возникнет из-за несовпадения фактических дат платежей и зачисления денежных средств.

2. Проблемы с закупками

Расчёты по закупкам без учёта потребительского спроса могут привести к кассовому разрыву. Так, компания может заказать слишком большое количество товара и провалиться на этапе реализации из-за отсутствия интереса у аудитории.

3. Сезонность бизнеса

У бизнеса могут быть проблемы, если его услуги или продукция пользуются спросом только в отдельный сезон. Например, магазин по продаже сноубордов получает основную прибыль с осени до середины весны. Летом клиенты редко берут товар впрок, из-за чего выручка падает на 60−70%. Если руководство не просчитает расходы, в этот период может не хватить средств на зарплату сотрудников и аренду помещения.

4. Дебиторская задолженность

Если компания регулярно предоставляет клиентам и партнёрам различные возможности рассрочки и отсрочки платежей, в какой-то момент задолженность может помешать оплатить текущие расходы компании.




Как спрогнозировать кассовый разрыв?

Кассовый разрыв в компании считают по следующей формуле.

Остаток денежных средств на конец периода (оценка кассового разрыва) = Остаток на конец текущего дня (факт) − Плановые расходы + Плановые поступления

Если к концу выбранного периода остаток денежных средств у компании положительный, волноваться не о чём. Однако если значение отрицательное, бизнес находится на грани кассового разрыва, а руководству необходимо срочно принимать меры по выходу из ситуации.


Как бизнесу избежать кассового разрыва?

1. Руководству необходимо подготовить финансовую подушку. Для этого необходимо постоянно откладывать в «копилку» часть прибыли. При идеальном сценарии компания должна накопить сумму, которая позволит бизнесу оставаться на плаву 5−6 месяцев без выручки.

2. На этапе подписания договора необходимо обсуждать с заказчиками и партнерами график платежей. Обговоренные условия должны быть прописаны в договоре и подписаны обеими сторонами.

3. Важно указать в договорах с контрагентами и клиентами штрафы, которые они должны будут выплачивать, если просрочили дату платежа.

4. Нужно следить за датами поступлений и затрат. Такой подход позволит отслеживать финансовую ситуацию в компании в текущем режиме и прогнозировать вероятность кассовых разрывов.

Что делать, если кассового разрыва нельзя избежать?

Отказаться от дополнительных расходов. Это могут быть затраты на новогодний корпоратив или необязательные командировки для сотрудников.

Заранее взять кредит в банке. Эта рекомендация особенно актуальна для бизнеса, проблемы которого связаны с сезонностью и с прогнозируемым падением выручки.

Обсудить с клиентами и контрагентами условия ускоренной оплаты, если для этого есть возможность.

Предупредить персонал компании, арендодателей и партнёров о возможной задержке оплаты. В идеале руководству компании стоит подготовить гарантийные письма, чтобы избежать большого количества штрафов.

Что нельзя делать при кассовом разрыве?

• Внезапное повышение цены на продукт отпугнет часть клиентов и может лишить компанию запланированных продаж.

• Понижение цен для повышения продаж также может ударить по бизнесу и уничтожить бизнес-модель, которая была раньше разработана.

• Продажа активов компании — например, техники или транспорта — может помочь избавиться от кассового разрыва. Однако вместе с этим существует опасность продать оборудование по низкой стоимости и ослабить производственные мощности.
Читать в блоге «Финансиста»
25.04.2024
19.04.2024
15.04.2024
Умный помощник для вашего бизнеса
Финансист — сервис управленческой отчётности, который помогает быстро принимать управленческие решения и влиять на рентабельность бизнеса.