Top.Mail.Ru
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Как внедрить драйверную модель и увеличить прибыль на примере IT-компании

27.07.2023
Григорий Усанов
Главный редактор «Финансиста»
Анастасия Просвирнина
Редактор блога «Финансиста»
Сегодня драйверная модель управления бизнесом набирает популярность. Согласно этой концепции, нужно найти «драйверы» или факторы, которые больше всего влияют на результат. Именно на них и стоит воздействовать для достижения нужных целей.

В прошлом материале мы разобрали особенности драйверной модели. В этом тексте на примере IT-компании покажем, как она работает и каких результатов позволяет добиться.
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Будем присылать самое интересное раз в 2 недели
Читайте статьи первыми
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Людмила Клименко
Финансовый директор IT-компании Creative

Где внедряли драйверную модель

IT-компания Creative занимается консалтингом, коммерческой веб-разработкой, профессиональным наймом персонала для сторонних проектов и предприятий.

При таком количестве направлений классическая модель финансового учёта мешала эффективно масштабироваться. Руководителям компании требовались не просто среднестатистические данные, а система отчётов с аналитикой, которая давала бы возможность успешно управлять компанией.

В результате внедрения драйверной модели IT-компания смогла планировать и отслеживать финансовые результаты каждого вида деятельности и проекта с отклонениями не более 10%.

Благодаря использованию драйверной модели также удалось:

  • оцифровать незавершённое производство;
  • запустить учёт человеко-часов;
  • оценить мощности производства в стоимостном выражении;
  • настроить систему мотивации сотрудников;
  • определить наиболее рентабельные направления;
  • снизить затраты на производство;
  • отказаться от низкоэффективных специалистов.
Спойлер: если хотите посмотреть полный список драйверов — разверните здесь. А как их выявить и применять — читайте ниже.

Этапы внедрения

Шаг № 1. Оцифровка прямой себестоимости часа

Первый этап внедрения драйверной модели — оцифровка прямой себестоимости часа специалиста по всем штатным позициям.

В классических отчётах нет детализации фактических и постоянных затрат времени, а также переменных расходов на зарплату производственного персонала. В традиционной модели к тому же не учитываются внутрипроизводственные потери на вынужденных простоях разработчиков. В то же время этот параметр является производственной нормой для любой IT-компании при завершении одного проекта и переходе к следующему.

Шаг № 2. Оцифровка прямой себестоимости часа

Следующим этапом в Creative стал полный трекинг трудозатрат, который включал и фиксацию времени на выполнение внутренних «бесплатных» задач. Например, на технические собеседования с новыми сотрудниками, обучение, аттестации и прочее.

Такая информация стала важным драйвером для понимания загруженности персонала, а значит, формирования себестоимости и ценообразования.

Шаг № 3. Оценка мощности производства

Третьим этапом стало определение потенциальной максимальной выработки с учётом естественных потерь времени — отпусков, больничных и прочего. В отчёты также добавили системный учёт времени разработчиков по плановым и фактическим показателям. Это помогло собрать прямую себестоимость по проектам и направлениям деятельности компании.

Шаг № 4. Учёт и анализ незавершенного производства

Финальным этапом стала оцифровка незавершённого производства. При планировании денежного потока и финансового результата такой показатель принято отслеживать на фабриках и в строительстве. Однако во многих IT-компаниях его не учитывают. Но фактически это такой же актив, как дебиторская задолженность, за которой следит большинство компаний.

Для Creative незавершённое производство — стоимость выполненных работ на конец месяца, но не сданных заказчику по акту. Компания принимает работы, в данном случае — интеллектуальный труд, и платит сотрудникам зарплату раньше, чем передаёт её заказчику и получает от него деньги.

В категорию незавершённого производства попадают:

  • проект или работы, которые отдали заказчику, но он их не принял или вернул на доработку;
  • проект или работы ещё не выполнены в том объёме, в котором их можно сдать заказчику.
Оцифровка такой метрики позволяет определить, сколько часов и денег компания реально потратила на работу и не передала её заказчику.

Отклонение от плана может возникнуть из-за ошибки программистов или по вине менеджера, который забыл выставить часы. В первом случае некачественно выполненная задача возвращается на доработку специалисту за его счёт, во втором — менеджер лишается премии. Когда такие ситуации отслеживают, объяснить разницу в планах и фактах становится проще.

Зарплата в драйверной модели

В себестоимость работ и услуг в Creative заложена заработная плата сотрудников в размере 65−70%. Такие расходы сильно влияют на прибыль. Чтобы ими управлять в компании определили нормы драйверных показателей на основе аналитики рынка труда.

Раз в квартал специалисты Creative смотрят уровень зарплат специалистов и стоимость услуг в аналогичных IT-компаниях. Учитывается квалификация программистов (junior, middle, senior), направления и специализация (frontend, backend, design, analyst, qa & testing).

В зависимости от навыков и опыта сотрудника в Creative создали систему надбавок к штатным окладам от 10% до 40%. Одновременно могут применяться от одного до трёх видов бонусов.

Изменения в компании после драйверной модели

Аналитика рынка и внедрение драйверной модели позволили руководству Creative принять несколько важных управленческих решений.

Перевели персонал на окладно-премиальную систему оплаты труда

Теперь специалисты замотивированы премией на качественное и своевременное выполнение работы. В результате проблем со сдачей проектов заказчику не возникает.

Перераспределили переменные и постоянные затраты компании

Новый подход позволяет оперативно определять финансовые рычаги для желаемого финансового результата, а также ускорять расчёт стоимости работ с маржинальностью по проектам и компании. Для этого достаточно внести в управленческий учёт количество человеко-часов и стоимость часа специалиста.

Дополнительно к прямым расходам можно добавить процент постоянных расходов и быстро получить себестоимость работ. Это помогает оперативно определить финансовый результат и расчитать стоимость работ с желаемой маржинальностью. Этот механизм удобно реализовать с помощью сервиса «Финансист».

Избавились от убыточных проектов и неэффективных специалистов

Благодаря подсчёту времени по проектам удалось узнать, окупаются ли дорогостоящие кадры (технические эксперты, тимлиды, проектные менеджеры), и насколько они загружены задачами, которые приносят пользу компании. Это позволило понять:

  • как лучше монетизировать труд специалистов;
  • на каких проектах работа персонала быстрее всего окупится;
  • какие сотрудники убыточны.

После анализа себестоимости работы в Creative отказались от сотрудничества с дешевыми и нерентабельными разработчиками уровня junior в пользу дорогих, но быстро окупающихся — уровня middle, middle+ и senior.

Уменьшили внутрипроизводственные потери и исключили кассовые разрывы

Оцифровка в Creative показала, что 10−15% от общего оборота средств находится в незавершённом производстве. Драйверная финмодель позволила контролировать этот показатель и делать разрывы между плановыми и фактическими показателями минимальными.

Пересмотрели ключевые показатели для планирования доходов и эффективного управления компанией

К уже существующим показателям добавились средняя цена часа работы специалиста, мощность производства в человеко-часах, пожизненная ценность клиента (LTV), конверсия целевых лидов в договор.

Планы по развитию драйверной модели

Сейчас в Creative на очереди оцифровка воронки продаж от холодного лида до сделки. Как и у большинства компаний, в команде берут информацию из CRM-систем. Однако некоторые показатели приходится считать в Google Таблицах, а это неудобно. В планах — настроить автоматизацию через сервис «Финансист», чтобы быстро проверять индикаторы по направлениям и проектам.

Кроме того, в приоритете оцифровка стоимости привлечения клиентов. В Creative пока нет чёткого алгоритма расчёта этого драйвера. Однако считать его нужно, чтобы корректнее определять эффективность и стоимость работы отдела маркетинга.

В заключение

Драйверная модель позволяет управлять бизнесом эффективнее. Когда менеджеры и руководители понимают, какие драйверы влияют на целевые показатели, им проще расставлять цели, распределять ответственность и принимать решения.

В отличие от традиционных подходов, драйверная модель позволяет:

  • сфокусироваться на ключевых факторах;
  • повысить качество прогнозов;
  • эффективнее использовать ресурсы предприятия;
  • быстрее принимать решения;
  • обеспечивать бизнес требуемой гибкостью;
  • зарабатывать больше прибыли.

А зарабатывать больше, как известно, главная цель любого бизнеса.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите построить эффективный бизнес?
Обратитесь в сервис «Финансист» и получите прозрачную и удобную отчётность
Что ещё почитать?
25.01.2024
27.12.2023
26.12.2023