Как управлять финансами бизнеса в условиях кризиса?

Продолжаем еженедельные антикризисные вебинары с вопросами от участников и ответами от финансистов. В этой статье собрали главные тезисы с вебинара «Как управлять финансами бизнеса в условиях кризиса».

















25.03.2022
В прямом эфире CEO сервиса «Финансист» Стас Кутузов и директор CanConsult Наталья Эйдинова обсудили:
Стас Кутузов
CEO сервиса «Финансист»
Наталья Эйдинова
Директор CanConsult
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Стоит ли оптимизировать зарплату?

Стас Кутузов, CEO сервиса «Финансист»:
Как предприниматель я вижу конструкцию следующим образом: лучше не сокращать зарплату, а оставить сильную команду. Лучше срезать какую-то часть команды, оставив сильную. С сильной командой вы будете больше работать за тех, кто ушёл, но все будут зарабатывать нормальные деньги, и это важно.

Второе — я бы подумал, какие компетенции мне нужны, а какие нет, как предпринимателю. На примере компании «Финансист» — сейчас мы усиливаем команду, которая продаёт продукт на западный рынок, ищем те компетенции, которых нам раньше не хватало.

Нужно ли переводить бизнес в другую страну? Многие переводят в Казахстан, потому что легче переводить валютные платежи

Наталья Эйдинова, директор CanConsult:
История только начала разворачиваться, но первые отклики появляются. Про Казахстан можно думать компаниям, у которых есть определённые обороты и стратегия развития, потому что в Казахстане есть требования по обязательному участию местного директора, наличию адреса и персонала.

Есть требования казахстанских банков по расчётным счетам. Оно нацелено на проверку чистоты сделки. Казахстан 30 лет очень активно сотрудничает с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который ушёл из России несколько лет назад. У ЕБРР очень много программ для поддержки вновь открывающегося малого и среднего бизнеса, и на это можно рассчитывать.

В целом надо подождать. Самые активные и инициативные предприниматели уже там — начинают проводить сделки, появляются юрлица. Есть много казахстанских консалтеров, которые помогают открывать, сопровождать. Предоставляют технических директоров, бухгалтеров. Бизнес мгновенно реагирует на запрос, и я думаю, через месяц-полтора появятся некие правила, по которым станет понятно, что нужно делать.
Стас:
Я бы поискал альтернативы. Европа закрыта для нас, но есть еще Эмираты, Израиль, Армения. Сейчас в предпринимательской практике все едут и открывают счета в Армении. Там можно открыть ИП, зарегистрировать юридическое лицо.

Что сейчас делают компании, чтобы выжить?

Стас:
Мы для себя ищем возможности: госзаказы, enterprise-разработка для больших компаний, партнерские продажи и коллаборации. В маркетинге ищем варианты — те площадки, что раньше были для нас малоэффективны: «Вконтакте», Telegram. Сейчас не только в маркетинге, но и в целом важно проверять новые гипотезы.

Не стоит делать резких движений. Каждый день идут какие-то изменения. Нужно подождать, пока всё немного устаканится, и после этого принимать решения. Если принимать решения после каждой новости, выходит много суеты, но мало результата.
Наталья:
Мы изменили продукт. Он был построен под долгое сотрудничество: отчёты, планирование, анализ и прочая рутинная технология работы финдира. В начале марта мы поменяли стратегию работы с клиентом: предложили быстро сделать бюджет на три месяца, посмотреть кассовые разрывы, сформировать резервы, найти финансирование.

Советую коллаборироваться с партнерами и даже с конкурентами. Если конкуренты со схожим продуктом, то проще объединить усилия и поддержать друг друга, чем отстраиваться.

Что касается кейсов от наших клиентов — они усиливают услугу, придерживают дефицитные товары. Покупают товарные остатки у бизнесов, которые не хотят дальше развиваться, а такие тоже есть.

Ещё сейчас действуют кредитные каникулы для всех юридических лиц, есть постановление правительства, которое вышло позавчера со списком ОКВЭДов.

Опасаемся блокировки Google-таблиц. Стоит ли переходить куда-либо?

Стас:
Не очень верю, что заблокируют Google-таблицы, но превентивные меры безопасности можно предпринять:

а) скачать всё себе на диск и сделать резервную копию;

б) рассмотреть продукты «Яндекса».


А с управленческой отчётностью — все к нам. Мы как раз переехали с Google на «Яндекс».
Наталья:
Мы тоже переехали, тоже всё бэкапим. Переехали с Google на «Яндекс» и пользуемся другими системами. Скачайте всё себе обязательно, пропишите взаимосвязи между таблицами. Все эти ТЗ вам потом пригодятся в любом программном обеспечении, которым вы замените эти таблицы, например, в сервисе «Финансист».

Как сейчас работать с дебиторской задолженностью? Контрагенты затягивают с оплатой

Стас:
Здесь я всегда говорю о договорённости: встречаться, договариваться, вести откровенный диалог. Я бы выбрал ТОП-10 и проговорил с ними планы. Если у вас есть компании, которым не можете платить, то нужно сказать им об этом. Всегда лучше получить ответ «Нет, мы тебе не заплатим» и тогда каким-то образом действовать, понимая это. Чем каждый день ждать, получать email, что «Всё, уже перевели, вот платёжка. Ой, что-то вернули, там была ошибка».
Наталья:
Согласна. Нужно смотреть на каждого покупателя, разговаривать и самим перейти на аванс, если это возможно. Сейчас, скорее всего, будет общая тенденция  переход на аванс.

Насколько конкурентоспособной будет маленькая компания в сложной экономической ситуации?

Стас:
Мне кажется, что небольшому бизнесу гораздо проще переориентироваться, быстрее проверять какие-то гипотезы, быстрее понимать, что сейчас нужно потребителю, клиенту.
Наталья:
Здесь нужно быстрее принять решение, быстрее перестроить расходы. Компания не обременена большой инфраструктурой, офисами, какими-то сложными вещами, поэтому можно быстро перегруппироваться. Главное — понимать, что вы хотите сохранить. У маленьких компаний сейчас очень много шансов прожить эту историю.

С какого момента малый бизнес начинает интересоваться финансовым управленческим учётом?

Наталья:
С миллиона точно нужно сопровождать. Если не хотите вкладываться в сопровождение, то тогда обучение, чтобы хоть немного обезопасить бизнес от сложностей.
Стас:
Мы пользуемся эдвайзером для развития продукта. Мы берём какого-то эдвайзера, у которого доход несколько миллионов, а иногда и не рублей. Приходя к нему, мы покупаем какое-то количество часов с ним и получаем ценный совет, до которого мы бы бежали ещё очень долго. И он не в команде у нас. Мне кажется, культура эдвайзинга будет развиваться.
Наталья:
Согласна, мы тоже прибегаем к этому методу. Но ты всё равно уже глубоко погружён в проблему. А начинающий предприниматель нет. Когда стартуешь — ты специалист в отрасли и любишь продукт, который создаёшь, но о чём спрашивать эдвайзеров, нужно ещё понять. Эдвайзинг — это тоже обучение, ты расширяешь свой горизонт.
Присылаем статьи раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Хотите участвовать в следующих вебинарах? Подпишитесь на нашу рассылку.



Будем присылать полезные статьи и напоминать о предстоящих вебинарах с финансистами.





Получайте статьи почтой
БЕСПЛАТНО покажем на примере из вашей сферы как работает сервис
Демонстрация
Понравилась статья? Поделиться с друзьями