Ещё в институте я начал торговать аппаратурой на радиорынках. Меня заметили и пригласили в компанию: там покупали компьютерные комплектующие за рубежом и продавали в России. Это был быстрорастущий стартап. Процессы и люди были живые, а основатель горел идеей, но вскоре он продал свою долю и ушёл из этого бизнеса.
Новое руководство строило корпорацию с иерархичностью, регламентами и чётким управлением. Мне это не нравилось: меня пригласили как звёздочку, а тут сказали: «теперь ты будешь винтиком». Я этого не хотел. Тогда я понял, что не хочу ни на кого работать.
Я оценил ситуацию: что я умею, что знаю, чего нет на рынке и что можно сделать. Я умел договариваться с людьми, делать грамотные закупки и понимал, как работает рынок. Появилась мысль «продавать воздух». 20 лет назад никто не знал, что такое пиар, и еще лет 10 приходилось объяснять, что это такое.
20 лет назад не было ни социальных сетей, ни специальных сервисов, ни даже смартфонов. Я начинал продавать сам: ездил по выставкам и обивал стенды компаний. Потом заработало сарафанное радио.
Мы попробовали классические B2B-продажи, но эта схема провалилась. Менеджеры по продажам, которые не разбираются в пиаре, не могут его хорошо продавать. Тем не менее мы выросли из походов по выставкам. Начали искать новый способ продаж — нашли social selling.
Сначала это был только Facebook (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) — он приносил хорошие лиды. Механика была простая: определили, что и кому говорим, начали генерировать нужный контент, ставили лайки и общались с нужными людьми. Однако эта история умерла вместе с Facebook. Сейчас эта платформа помогает только с развитием личного бренда, а лиды не приносит.
От развития канала в Telegram намеренно отказались. Не хочется быть очередным «рупором пиара» — таких каналов сейчас и так много. Сейчас мы ищем новые каналы привлечения клиентов, тестируем LinkedIn и Tenchat и выходим на новые рынки.