Top.Mail.Ru
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Проверьте эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Как провести ABC-анализ?

13.07.2023
Редакция сервиса для автоматизации управленческой отчётности «Финансист»
Отвечает:
Если у вашей компании большой ассортимент, то в какой-то момент у вас возникнут проблемы с ответом на вопрос: «А какие товары наиболее важные?». Помочь может ABC-анализ, который покажет, какие позиции дают наибольший вклад в выручку.

ABC-анализ состоит всего из четырёх шагов.

Шаг 1. Выбрать, что будет анализироваться

ABC-анализ можно использовать для оценки не только товаров, но и подразделений или клиентов. Однако чаще всего анализируют всё-таки ассортимент.

Шаг 2. Выбрать, по какому показателю будет проведён анализ

Для ABC-анализа можно брать только финансовые показатели в рублях. Это может быть чистая прибыль, если компания хочет повысить рентабельность, или выручка, если цель — найти точки роста для объёма продаж.

Шаг 3. Сгруппировать товары



  • Создайте таблицу.
  • В первый столбец добавьте наименования товаров, во второй — соответствующую прибыль или выручку.
  • Отсортируйте второй столбец по убыванию.
  • Добавьте четвёртый столбец и рассчитайте в нём долю каждого товара в общей прибыли нарастающим итогом. То есть если на первый товар приходится 20% прибыли, а на второй — 10%, то в первой строке вы пишите 20%, а во второй — уже 30%. Таким образом, у последнего товара в этом столбце будет стоять 100%.
  • Распределите товары на группы.

Группа A: товары с накопленной долей 80% и меньше.

Группа B: товары с накопленной долей от 80 до 95%.

Группа C: оставшиеся товары.

Зачастую, почти половина товаров оказывается в группе С, хотя по прибыли на неё приходится наименьшая часть.

Шаг 4. Делаем выводы

Товары группы А:


◉ приносят компании наибольший доход;
◉ в их качество и рекламу выгоднее всего инвестировать;
◉ сокращение их объёма продаж опаснее всего.

Товары группы B:

◉ приносят постоянный доход;
◉ помогут компании не разориться, если с товарами группы, А начнутся проблемы;
◉ масштабные инвестиции в эти товары могут не окупиться.

Товары группы C:

◉ не приносят прибыли;
◉ возможно, новые товары, которые ещё не успели полностью себя проявить.
Ирина Артюшенкова
Редактор «Финансиста»
Григорий Усанов
Главный редактор «Финансиста»
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите узнать, насколько эффективен ваш бизнес?
Обратитесь в сервис «Финансист» и получите прозрачную и удобную отчётность
Что ещё почитать?
Error get alias