Если у вашей компании большой
ассортимент, то в какой-то момент у вас возникнут проблемы с ответом на вопрос: «А какие товары наиболее важные?». Помочь может ABC-анализ, который покажет, какие позиции дают наибольший вклад в
выручку.
ABC-анализ состоит всего из четырёх шагов.
Шаг 1. Выбрать, что будет анализироваться ABC-анализ можно использовать для оценки не только товаров, но и подразделений или клиентов. Однако чаще всего анализируют всё-таки ассортимент.
Шаг 2. Выбрать, по какому показателю будет проведён анализ Для ABC-анализа можно брать только финансовые показатели в рублях. Это может быть чистая прибыль, если компания хочет
повысить рентабельность, или
выручка, если цель — найти точки роста для объёма продаж.
Шаг 3. Сгруппировать товары- Создайте таблицу.
- В первый столбец добавьте наименования товаров, во второй — соответствующую прибыль или выручку.
- Отсортируйте второй столбец по убыванию.
- Добавьте четвёртый столбец и рассчитайте в нём долю каждого товара в общей прибыли нарастающим итогом. То есть если на первый товар приходится 20% прибыли, а на второй — 10%, то в первой строке вы пишите 20%, а во второй — уже 30%. Таким образом, у последнего товара в этом столбце будет стоять 100%.
- Распределите товары на группы.
Группа A: товары с накопленной долей 80% и меньше.
Группа B: товары с накопленной долей от 80 до 95%.
Группа C: оставшиеся товары.
Зачастую, почти половина товаров оказывается в группе С, хотя по прибыли на неё приходится наименьшая часть.
Шаг 4. Делаем выводы Товары группы А:◉ приносят компании наибольший доход;
◉ в их качество и рекламу выгоднее всего инвестировать;
◉ сокращение их объёма продаж опаснее всего.
Товары группы B: ◉ приносят постоянный доход;
◉ помогут компании не разориться, если с товарами группы, А начнутся проблемы;
◉ масштабные инвестиции в эти товары могут не окупиться.
Товары группы C:◉ не приносят прибыли;
◉ возможно, новые товары, которые ещё не успели полностью себя проявить.