2. Рассчитайте среднее значение спроса для каждой позиции.
- Яблоки — 70,5
- Бананы — 63,7
3. Определите стандартное отклонение. Можно использовать функцию Excel «СТАНДОТКЛОНП». Наша задача понять, как сильно объём продаж в каждом месяце отличается от среднего значения.
- Яблоки — 7,5
- Бананы — 3,4
4. Найдите коэффициент вариации: разделите стандартное отклонение на средний объём продаж для позиции и переведите результат в проценты.
- Яблоки — 10,6%
- Бананы — 5,3%
5. Проанализируйте результат - Коэффициент вариации меньше 10% — категория Х: товар стабильно пользуется спросом, его можно смело держать на складе с запасом. В нашем случае это бананы.
- Коэффициент вариации 10−25% — категория Y: спрос на товар колеблется, поэтому его опасно закупать с запасом. В нашем примере в эту категорию попали яблоки.
- Коэффициент вариации больше 25% — категория Z: спрос на товар нельзя предугадать, так как он случаен. Такую позицию лучше не держать на складе и закупать только в том случае, если поступил заказ
Чтобы провести XYZ-анализ с наибольшей пользой для компании, совмещайте его с
АВС-анализом.