Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Бесплатно внедрим управленческую отчётность за 14 дней
Оставьте заявку в течение 10 минут и бесплатно получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши
Осталось 7 мест в этом месяце
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Как провести XYZ-анализ?

13.07.2023
Матвей Лассаль

Основатель компании по внедрению управленческого учёта Kimi.ru
Отвечает:
XYZ-анализ помогает оценить спрос на каждую позицию ассортимента и понять, насколько стабилен интерес к продукту от покупателей. Благодаря ему руководство компании узнает, какие товары необходимо держать на складе с запасом, а какие нет.

Чтобы провести XYZ-анализ, вам потребуется выполнить 5 простых шагов.
1. Проанализируйте спрос. Определите объём продаж каждого товара для прошедших периодов, например, за последние полгода или год.

2. Рассчитайте среднее значение спроса для каждой позиции.

  • Яблоки — 70,5
  • Бананы — 63,7

3. Определите стандартное отклонение. Можно использовать функцию Excel «СТАНДОТКЛОНП». Наша задача понять, как сильно объём продаж в каждом месяце отличается от среднего значения.

  • Яблоки — 7,5
  • Бананы — 3,4

4. Найдите коэффициент вариации: разделите стандартное отклонение на средний объём продаж для позиции и переведите результат в проценты.

  • Яблоки — 10,6%
  • Бананы — 5,3%

5. Проанализируйте результат

  • Коэффициент вариации меньше 10% — категория Х: товар стабильно пользуется спросом, его можно смело держать на складе с запасом. В нашем случае это бананы.

  • Коэффициент вариации 10−25% — категория Y: спрос на товар колеблется, поэтому его опасно закупать с запасом. В нашем примере в эту категорию попали яблоки.

  • Коэффициент вариации больше 25% — категория Z: спрос на товар нельзя предугадать, так как он случаен. Такую позицию лучше не держать на складе и закупать только в том случае, если поступил заказ

Чтобы провести XYZ-анализ с наибольшей пользой для компании, совмещайте его с АВС-анализом.
Ирина Артюшенкова
Редактор «Финансиста»
Григорий Усанов
Главный редактор «Финансиста»
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите узнать, насколько эффективен ваш бизнес?
Обратитесь в сервис «Финансист» и получите прозрачную и удобную отчётность
Что ещё почитать?
Error get alias