Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Бесплатно внедрим управленческую отчётность за 14 дней
Оставьте заявку в течение 10 минут и бесплатно получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши
Осталось 7 мест в этом месяце
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Как избежать главной ошибки стартапа? Разбираем пример неудачного приложения за 12 миллионов

27.06.2023
Григорий Усанов
Главный редактор «Финансиста»
Иван Шестак
Редактор блога «Финансиста»
Многие стартапы не выживают, потому что создатели изначально подходят к делу без должной подготовки. Такое происходит, если даже продукт с первого взгляда интересный, и у него есть потенциальный покупатель.

Об одном из таких проектов рассказал основатель сервиса онлайн-тренировок FitStars Илья Капустин. Почему один из прошлых проектов пришлось закрыть и как предпринимателям избежать подобных неудач — всё в этом материале.
Читайте в наших информационных рассылках
Больше о секретах успеха в бизнесе
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Илья Капустин
Раньше, когда у меня не было опыта, но появлялась интересная идея, я просто брал и делал. В какой-то момент у меня оказалось много маленьких проектов, но серьёзной отдачи от них не было. Тогда я понял, что перед запуском нужно просчитывать рынок, узнавать, кто твоя аудитория и каков её объём, на какое количество покупателей можно рассчитывать, разбираться в куче других деталей.

Одним из моих небольших проектов было приложение для фитнес-инструкторов. Когда я приходил в зал, я видел, что тренеры записывают программы тренировок и советы по питанию для клиентов в тетради или просто в записные книжки телефона. Я решил усовершенствовать эту систему и сделать единое приложение для инструкторов и их клиентов. Знакомые тренеры подтверждали, что так им будет удобнее работать.

Воодушевлённый идеей я нашёл разработчиков. Они назвали ценник — четыре миллиона рублей. Когда они потратили эти деньги, оказалось, что нужно дорабатывать. В итоге приложение мне обошлось в 12 миллионов. При этом работало плохо: постоянно приходилось исправлять ошибки и доделывать что-то на ходу.

На энтузиазме я выпустил проект — пошли первые транзакции, стал понятен средний чек. Тогда я сел и стал расписывать бизнес-план. В России 300 тысяч фитнес-тренеров — допустим, через год приложением будет пользоваться три тысячи человек. Такое количество я объяснял тем, что нужно сначала подключить тренера к приложению, а затем, чтобы он сам внутри клуба распространил его. С каждым клиентом нужно отдельно побеседовать, а это трудоемкий процесс. Возможно, ещё нужно было бы нагонять трафик.

Средний чек составлял полторы тысячи рублей, а один тренер мог приносить по две-три транзакции. При этом на платформе мы изначально планировали брать только 20% комиссии, что и так много для такого рынка. Но даже если бы мы подняли её до 30%, чистая прибыль с проекта через несколько лет составила бы всего пару миллионов рублей в месяц.

Подобным образом можно рассчитать максимальную прибыль от проекта даже через 10 лет. При этом нужно учитывать, что для его поддержания нужна команда. Это и разработчики для апдейта продукта, и менеджеры для подключения тренеров к программе, и персонал по поиску новых клиентов, и маркетологи.

В итоге проект мне был интересен в разрезе конечной цели — помогать тренерам и их клиентам. Но путь к ней после расчётов меня уже не вдохновлял. Поэтому я решил закрыть приложение и не тратить на него время и деньги.

А если всё же хочется запустить проект?

Оцените жизнеспособность идеи прежде, чем серьёзно вкладываться в проект. То, что я сделал после того, как вложил 12 млн рублей в разработку приложения, нужно было выполнить ещё вначале. Весь этот процесс можно разделить на три этапа.

  • Этап № 1. Оцените unit-экономику одной продажи и рассчитайте точку безубыточности. Узнайте, сколько потребуется инвестиций, чтобы добежать неё. Если после выплат всех комиссий и переменных расходов у вас остаётся маржа, а ещё вы знаете, за какие деньги будете приводить клиентов, то появляется смысл переходить к следующему шагу — разработке MVP (Minimal Viable Product).

  • Этап № 2. Создайте модель минимального жизнеспособного продукта. Это тестовая версия товара, услуги или сервиса со стартовым набором функций. Хоть она и далека от идеала, но её уже можно продавать.

  • Этап № 3. Начните продажи и убедитесь, что ваши прогнозы по расчёту unit-экономики оправдались.

Если все три этапа прошли благополучно, можно задумываться о масштабировании и постепенной реализации полноценной версии продукта. При этом нужно постоянно отслеживать ожидания пользователей.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите построить эффективный бизнес?
Обратитесь в сервис «Финансист» и получите прозрачную и удобную отчётность
Что ещё почитать?
Error get alias