Top.Mail.Ru
Проверьте
эффективность вашего финучёта всего
за 5 минут
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Как вести управленческий учёт бизнеса максимально эффективно?

У бизнеса никогда не возникает вопросов, как и зачем вести бухгалтерский учёт. 1С, первичка, баланс, налоги, декларации в установленные сроки — любой предприниматель знает, что это необходимо. С управленческим учётом не всё так однозначно, хотя грамотно построенный управленческий учёт может принести гораздо больше пользы, чем бухгалтерский, а иногда и спасти бизнес.


В отличие от бухгалтерского, строгих правил здесь нет, поэтому управленческий учёт на каждом предприятии может быть выстроен по-разному.


О том, чем полезен управленческий учёт, какие данные в нём формируются и как вести его разумно и с меньшими затратами, расскажем в статье.










.





28.02.2022
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Зачем бизнесу управленческий учёт?

Бухгалтерский учёт не даёт собственнику и менеджерам информацию, которая им необходима. Эти данные больше предназначены для налоговой, статистики, банков, инвесторов и контрагентов.


Управленческий учёт — как раз для собственников и менеджеров, которым нужна информация, чтобы принимать решения. Поэтому его ещё называют внутренним учётом.


Например — в бухгалтерском балансе по строке 1230 «Дебиторская задолженность» есть сальдо (остаток) на сумму 900 тысяч рублей. На основе этой цифры, сопоставляя её с другими, можно делать выводы — что когда-то от покупателей поступят деньги в сумме 900 тысяч (но это не точно). Но чтобы принять оперативные решения, этой информации мало.


Чтобы понять, с кем из покупателей и как работать и как не допустить кассовый разрыв, нужно делать периодический отчёт (еженедельный или ежемесячный, например) с группировкой по срокам погашения дебиторской задолженности и с выделением просроченной.


Эта информация должна быть оперативной, достоверной, удобно систематизированной для управленца. Бухучёт со своей первичкой, «» и балансом раз в год не может эту базу обеспечить. Поэтому нужна система, которая обрабатывает, анализирует и обобщает информацию так, чтобы на её основе принимать решение. Это и есть управленческий учёт.

Что должен показывать управленческий учёт?

Хотя управленческий учёт зародился как учёт затрат (в ранних источниках термины «управленческий учёт» и «производственный учёт» — синонимы), со временем его функции сильно расширились, и сейчас часто включают и бюджетирование, и контроль, и анализ.


Управленческий учёт — гибкая информационная система, которая настраивается под нужды конкретного предприятия. То же можно сказать и о перечне формируемых документов и отчётов. Тут нет строгой регламентации, как в финансовом учёте!
баланс.
отчёт о прибылях и убытках;
отчёт о движении денежных средств;
Но обычно для управленческих целей составляют как минимум:
Обычно составляют как прогнозные, или плановые отчёты, так и фактические за период. Полезно составлять эти отчёты по видам деятельности или по видам продукции, что позволит видеть рентабельность каждого вида продукции, определять точку безубыточности, прогнозировать доходы и расходы при изменении масштаба деятельности, рассчитывать различные показатели эффективности (KPI).


Большое внимание в управленческой отчётности отводится характеристике денежных потоков организации. Любому финансисту понятно, что если есть прибыль, это не значит, что есть и деньги. А вот собственнику это не всегда понятно.


Например, если в отчётном периоде купили новый плоттер за 210 000 рублей, то эти расходы по правилам в бухгалтерском учёте не будут отражены — они будут признаваться постепенно, в течение срока полезного использования (амортизации), то есть бухгалтерская прибыль будет больше реальных денег на 210 000 рублей. Деньги уменьшатся, их уже заплатили. Эту разницу и её причину будет видно в отчёте о движении денежных средств.


В целом система управленческого учёта должна показывать, куда уходят деньги организации, какие виды продукции и направления более выгодны, в чём слабые места и точки роста бизнеса.




Как организовать и вести управленческий учёт?

Плюсы: специалист сможет «поставить диагноз» бизнесу в цифрах и предложить решение.


Минусы: недёшево. Нужно найти действительно компетентного сотрудника, который будет не только оперировать загадочными терминами, но и реально помогать.


Обязать вести управленческий учёт бухгалтера

Плюсы: можно договориться по оплате — будет дешевле, чем нанять ещё одного человека — финдиректора. Знает бизнес. Уже проверенный человек.


Минусы:
может не справиться либо не захотеть.


Собственнику самому вести управленческий учёт

Плюсы: дёшево. Можно сделать максимально удобно и понятно, и не надо никому ничего объяснять.


Минусы: надо разбираться в финансах. Время можно потратить эффективнее — решать проблемы и развивать бизнес.

Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →
Присылаем статьи раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Нет такого предприятия, где вообще нет элементов управленческого учёта. Даже если бухгалтер на аутсорсе раз в неделю сообщает об остатке денежных средств на счёте, — это управленческий учёт.


Ведут управленческий учёт по-разному: кто-то разносит в Excel данные по выручке и расходам на разных точках в городе. Если доступ к данным нужен разным людям, может быть удобно пользоваться Google-таблицами. Со временем, когда бизнес растёт и усложняется, вряд ли это будет эффективно — количество таблиц разрастётся, ошибок при вводе данных и анализе прибавится. Возрастут потребности в информации для управленческих решений. Чтобы оптимально настроить систему управленческого учёта, удобнее выбрать специальную программу.


Как автоматизировать управленческий учёт?


Какую программу выбрать для автоматизации управленческого учёта?

Большие корпорации, не ограниченные в финансовых ресурсах, могут позволить себе специальные ERP (Enterprise Resource Planning) — комплексные системы, где в одной платформе можно автоматизировать все бизнес-процессы корпорации. Это эффективно, но недёшево и требует высококвалифицированных специалистов.


Преимущество специальных сервисов, таких как «Финансист», в том, что они позволяют без особых финансовых затрат (стоимость подписки на сервис «Финансист» — от 2300 рублей в месяц) настроить все необходимые отчёты. Можно записаться на бесплатную демонстрацию сервиса. Интерфейс сервиса интуитивно понятен, консультанты помогут настроить систему управленческого учёта максимально эффективно.






Чтобы не пропустить полезные материалы от помощника «Финансиста» о том, как организовать и вести управленческий учёт, подписывайтесь на наш блог.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками