Как вести управленческий учёт бизнеса максимально эффективно?

У бизнеса никогда не возникает вопросов, как и зачем вести бухгалтерский учёт. 1С, первичка, баланс, налоги, декларации в установленные сроки — любой предприниматель знает, что это необходимо. С управленческим учётом не всё так однозначно, хотя грамотно построенный управленческий учёт может принести гораздо больше пользы, чем бухгалтерский, а иногда и спасти бизнес.


В отличие от бухгалтерского, строгих правил здесь нет, поэтому управленческий учёт на каждом предприятии может быть выстроен по-разному.


О том, чем полезен управленческий учёт, какие данные в нём формируются и как вести его разумно и с меньшими затратами, расскажем в статье.










.





28.02.2022
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Зачем бизнесу управленческий учёт?

Бухгалтерский учёт не даёт собственнику и менеджерам информацию, которая им необходима. Эти данные больше предназначены для налоговой, статистики, банков, инвесторов и контрагентов.


Управленческий учёт — как раз для собственников и менеджеров, которым нужна информация, чтобы принимать решения. Поэтому его ещё называют внутренним учётом.


Например — в бухгалтерском балансе по строке 1230 «Дебиторская задолженность» есть сальдо (остаток) на сумму 900 тысяч рублей. На основе этой цифры, сопоставляя её с другими, можно делать выводы — что когда-то от покупателей поступят деньги в сумме 900 тысяч (но это не точно). Но чтобы принять оперативные решения, этой информации мало.


Чтобы понять, с кем из покупателей и как работать и как не допустить кассовый разрыв, нужно делать периодический отчёт (еженедельный или ежемесячный, например) с группировкой по срокам погашения дебиторской задолженности и с выделением просроченной.


Эта информация должна быть оперативной, достоверной, удобно систематизированной для управленца. Бухучёт со своей первичкой, «» и балансом раз в год не может эту базу обеспечить. Поэтому нужна система, которая обрабатывает, анализирует и обобщает информацию так, чтобы на её основе принимать решение. Это и есть управленческий учёт.

Что должен показывать управленческий учёт?

Хотя управленческий учёт зародился как учёт затрат (в ранних источниках термины «управленческий учёт» и «производственный учёт» — синонимы), со временем его функции сильно расширились, и сейчас часто включают и бюджетирование, и контроль, и анализ.


Управленческий учёт — гибкая информационная система, которая настраивается под нужды конкретного предприятия. То же можно сказать и о перечне формируемых документов и отчётов. Тут нет строгой регламентации, как в финансовом учёте!
баланс.
отчёт о прибылях и убытках;
отчёт о движении денежных средств;
Но обычно для управленческих целей составляют как минимум:
Обычно составляют как прогнозные, или плановые отчёты, так и фактические за период. Полезно составлять эти отчёты по видам деятельности или по видам продукции, что позволит видеть рентабельность каждого вида продукции, определять точку безубыточности, прогнозировать доходы и расходы при изменении масштаба деятельности, рассчитывать различные показатели эффективности (KPI).


Большое внимание в управленческой отчётности отводится характеристике денежных потоков организации. Любому финансисту понятно, что если есть прибыль, это не значит, что есть и деньги. А вот собственнику это не всегда понятно.


Например, если в отчётном периоде купили новый плоттер за 210 000 рублей, то эти расходы по правилам в бухгалтерском учёте не будут отражены — они будут признаваться постепенно, в течение срока полезного использования (амортизации), то есть бухгалтерская прибыль будет больше реальных денег на 210 000 рублей. Деньги уменьшатся, их уже заплатили. Эту разницу и её причину будет видно в отчёте о движении денежных средств.


В целом система управленческого учёта должна показывать, куда уходят деньги организации, какие виды продукции и направления более выгодны, в чём слабые места и точки роста бизнеса.




Как организовать и вести управленческий учёт?


Нанять финансового директора

Плюсы: специалист сможет «поставить диагноз» бизнесу в цифрах и предложить решение.


Минусы: недёшево. Нужно найти действительно компетентного сотрудника, который будет не только оперировать загадочными терминами, но и реально помогать.


Обязать вести управленческий учёт бухгалтера

Плюсы: можно договориться по оплате — будет дешевле, чем нанять ещё одного человека — финдиректора. Знает бизнес. Уже проверенный человек.


Минусы:
может не справиться либо не захотеть.


Собственнику самому вести управленческий учёт

Плюсы: дёшево. Можно сделать максимально удобно и понятно, и не надо никому ничего объяснять.


Минусы: надо разбираться в финансах. Время можно потратить эффективнее — решать проблемы и развивать бизнес.

Присылаем статьи раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Нет такого предприятия, где вообще нет элементов управленческого учёта. Даже если бухгалтер на аутсорсе раз в неделю сообщает об остатке денежных средств на счёте, — это управленческий учёт.


Ведут управленческий учёт по-разному: кто-то разносит в Excel данные по выручке и расходам на разных точках в городе. Если доступ к данным нужен разным людям, может быть удобно пользоваться Google-таблицами. Со временем, когда бизнес растёт и усложняется, вряд ли это будет эффективно — количество таблиц разрастётся, ошибок при вводе данных и анализе прибавится. Возрастут потребности в информации для управленческих решений. Чтобы оптимально настроить систему управленческого учёта, удобнее выбрать специальную программу.


Как автоматизировать управленческий учёт?


Какую программу выбрать для автоматизации управленческого учёта?

Большие корпорации, не ограниченные в финансовых ресурсах, могут позволить себе специальные ERP (Enterprise Resource Planning) — комплексные системы, где в одной платформе можно автоматизировать все бизнес-процессы корпорации. Это эффективно, но недёшево и требует высококвалифицированных специалистов.


Преимущество специальных сервисов, таких как «Финансист», в том, что они позволяют без особых финансовых затрат (стоимость подписки на сервис «Финансист» — от 2300 рублей в месяц) настроить все необходимые отчёты. Можно записаться на бесплатную демонстрацию сервиса. Интерфейс сервиса интуитивно понятен, консультанты помогут настроить систему управленческого учёта максимально эффективно.






БЕСПЛАТНО покажем на примере из вашей сферы как работает сервис
Демонстрация
Чтобы не пропустить полезные материалы от помощника «Финансиста» о том, как организовать и вести управленческий учёт, подписывайтесь на наш блог.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями