Top.Mail.Ru
Не знаете, какую прибыль приносит ваш бизнес?
Получите чек-лист по автоматизации финансового учёта

Три главных отчёта собственника бизнеса — ОПиУ, ОДДС и баланс

19.07.2023
Главный редактор «Финансиста»
Григорий Усанов
Иван Шестак
Редактор блога «Финансиста»
Собственник одновременно управляет множеством бизнес-процессами. Он занимается продажами, созданием продукта, маркетингом, руководит персоналом и заботится об имуществе предприятия. Отследить взаимосвязи всех частей помогает управленческий учёт. Он состоит из трёх ключевых компонентов — отчётов о прибылях и убытках (ОПиУ), о движении денежных средств (ОДДС) и балансе.

В нашей подборке объясняем, зачем составлять финансовые отчёты и что каждый из них представляет в отдельности.
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Будем присылать самое интересное раз в 2 недели
Читайте статьи первыми
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Зачем нужна финансовая отчётность

Финансовая отчётность помогает узнать реальную ситуацию и решить, что делать с продажами, нужно ли брать новый кредит и сколько денег можно вывести.

У собственника не всегда хватает времени на отчётность — нужно заняться контрактом, поговорить с новыми контрагентами, проверить производство и нанять новых сотрудников. В итоге на финансовую отчётность времени не остаётся. Из-за этого доходы и расходы не учитываются, за метриками никто не следит, затраты не классифицируются. Всё это ведёт к проблемам — кассовым разрывам, убыточным направлениям и просроченным платежам.

Однако управление финансами — единственный путь к успеху, для которого необходимо грамотно вести отчётность. Она помогает:

  • избежать ошибок. Предпринимательство всегда сопряжено с риском, но решения должны быть взвешенными. В противном случае велика опасность банкротства. В долгосрочной стратегии всегда выигрывает расчёт;

  • следить за бизнесом. Компания — это реальные сотрудники, офис с имуществом, счета, склады и продукция. Отчётность помогает взглянуть на картинку целиком в форме понятных цифр и графиков;

  • узнать, сколько денег можно изъять со счёта компании безболезненно и какой кредит нужно взять на поддержание или развитие проекта.
ОПиУ позволяет оценить финансовые результаты компании за определённый период, определить и проанализировать источники доходов и трат. Отчёт является основой для планирования, бюджетирования и стратегического управления.

Такой отчёт помогает выявить эффективность отдельных проектов, обозначить потенциальные улучшения и проблемные области. Ведение ОПиУ позволяет обеспечить финансовую устойчивость и долгосрочное развитие.

Подробнее о том, какие есть правила составления отчёта, что в него входит, как расходы и прибыли учитываются в ОПиУ — читайте в этом материале.
С помощью ОДДС можно отслеживать поступление и расходы денег за отдельный период, оценивать финансовое положение предприятия, а также определять платежеспособность и ликвидность.

Такой отчёт даёт возможность проанализировать источники поступления денег по каждому виду деятельности — операционной, инвестиционной и финансовой. В документ вносят, сколько средств компания заработала, сколько заплатила контрагентам и сколько оказалось в остатке. Там указаны все операции по расходам и поступлениям, отмечены направления убытия и прихода.

Ведение такого отчёта помогает обеспечить прозрачность перед акционерами, инвесторами и другими заинтересованными сторонами. Подробнее о том, какие данные входят в ОДДС и какие в нём есть нюансы — читайте в этом материале.
В отличие от ОПиУ и ОДДС, баланс позволяет оценить финансовое положение предприятия на определённую дату. Отчёт отражает активы и пассивы предприятия. Первые включают имущество, наличные средства, запасы на складе и дебиторскую задолженность. Вторые — заёмные средства и кредиторскую задолженность.

Баланс даёт возможность собственнику или финансовому директору определять финансовую устойчивость компании, а также способность выполнять обязательства перед контрагентами. Отчёт помогает планировать и узнавать, какие активы стоит купить или продать, а какие сохранить.

Подробнее о том, как балансовый отчёт связан со временем, а также на какие виды делятся пассивы и активы — читайте в этом материале.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите автоматизировать отчётность?
Обратитесь в сервис «Финансист» и контролируйте цифры удобно и быстро
Что ещё почитать?
20.02.2024
13.02.2024
25.01.2024