Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Бесплатно внедрим управленческую отчётность за 14 дней
Оставьте заявку в течение 10 минут и бесплатно получите онлайн-шаблон финмодели для вашей ниши
Осталось 7 мест в этом месяце
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

Что такое CAC?

CAC (customer acquisition cost, «стоимость привлечения клиента») — показатель, который отражает, какую сумму бизнес потратил, чтобы привлечь одного платящего клиента. Благодаря CAC руководители бизнеса могут оценить продуктивность отдела маркетинга и полезность рекламных кампаний.
Всё это только в наших рассылках
Лайфхаки, эксклюзивы и подарки
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Кому и почему в компании нужен CAC?

В своей работе на показатель ориентируются сотрудники отдела маркетинга, специалисты по финансам и отдел продаж. Благодаря CAC в компании:

  • варьируют себестоимость продукта;
  • оценивают эффективность каналов, которые позволяют привлекать лиды;
  • выбирают и оценивают размер потенциальной скидки;
  • реализуют рекламные активности.

Как считать CAC?

Есть два метода, чтобы рассчитать стоимость привлечения клиента.

  1. CAC = Маркетинговые расходы / Количество новых клиентов

Так, компания «Альфа Бета» выделила на рекламу в социальной сети «ВКонтакте» 300 тысяч рублей. Такие затраты позволили привлечь 30 постоянных клиентов. Это значит, что для «Альфа Беты» CAC будет таким:

300 / 30 = 10 тысяч

2. CAC = (Все затраты на продажу* + Затраты на маркетинг) / Число новых клиентов*

К этой группе расходов относится заработная плата сотрудников отделов продаж и маркетинга, а также ПО для работы этих отделов.

Помимо 300 тысяч на рекламу во «ВКонтакте», компания «Альфа Бета» в качестве зарплаты выплатила 450 тысяч маркетологу и двум сотрудникам отдела продаж. Благодаря этому 30 потребителей оплатили продукт. В этом случае стоимость привлечения клиента:

CAC = (300 + 450) / 30 = 25 тысяч

С чем сравнивать метрику?

После расчёта CAC нужно сравнить показатель либо с аналогичным показателем за прошлые периоды, либо с другими метриками.

В первую очередь стоимость привлечения клиента обычно оценивают в паре с LTV (lifetime value, «пожизненная ценность клиента»).

Проще всего LTV считать бизнесу, который предлагает товар или услугу с подпиской. В этом случае считать показатель нужно так:

LTV = Стоимость ежемесячной подписки * Количество месяцев, которые клиент платит

Так, клиенты компании «Альфа Бета» берут подписку на шесть месяцев с ежемесячной платой 300 рублей. Без учёта затрат на обслуживание сервиса, LTV этой компании будет выглядеть так.

LTV = 300 рублей * 6 месяцев = 1 800 рублей.

После этого необходимо узнать соотношение LTV к CAC. Получившийся показатель укажет, что:
  • бизнес расходует много денег на привлечение клиента, однако стратегия себя не окупает, нужно что-то менять;
  • руководство экономит деньги на маркетинге — можно увеличить расходы на рекламу, чтобы привлечь больше покупателей.

В правильно составленной бизнес-модели CAC будет намного ниже, чем LTV. Если LTV составляет 100 тысяч рублей, а CAC — 25 тысяч, то соотношение будет равно 4. Такое значение показывает, что расходы на привлечение потребителя окупаются, поскольку показатель выше 1.
Подпишитесь на наш Telegram!
Интересно рассказываем про финансы бизнеса, делимся полезными подборками и весёлыми мемами
CAC также позволяет определять наиболее эффективные каналы привлечения клиентов.

Так, для «Альфа Беты» CAC рекламы в социальных сетях составляет 40 тысяч, а в «Яндексе» — 25 тысяч. Это значит, что второй канал обходится бизнесу дешевле, и руководству стоит попробовать увеличить рекламный бюджет на «Яндекс». Через некоторое время нужно будет рассчитать CAC повторно, чтобы оценить динамику.

У компании высокий CAC. Что делать?

Если стоимость привлечения клиента высокая, не нужно сразу же разгонять весь отдел маркетинга. Возможно, проблема связана со сроком работы с клиентом, и именно на нём нужно сделать акцент.

К примеру, стоимость заявки на демоверсию продукта стоит бизнесу 75 тысяч. При этом клиент тратит на ежемесячную подписку 15 тысяч. Таким образом, на одном потребителе компания выходит в ноль лишь через 5 месяцев.

Такому бизнесу важно удержать клиента дольше этого срока — начиная с полугода. Сделка будет становиться выгоднее с каждым месяцем. Если потребитель, наоборот, откажется от подписки через 3−4 месяца, бизнес понесёт убытки.
Читать в блоге «Финансиста»
12.11.2024
02.11.2024
31.10.2024
Умный помощник для вашего бизнеса
Финансист — сервис управленческой отчётности, который помогает быстро принимать управленческие решения и влиять на рентабельность бизнеса.