Top.Mail.Ru
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
Автоматизируйте согласование платежей
Бесплатно. Навсегда.
КонФин 2024: Финансы бизнеса
4-я ежегодная конференция для финансовых директоров и предпринимателей
15–16 октября
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

За какими показателями в бизнесе следить, а что считать бессмысленно? Мнение эксперта с 20-летним стажем

Часто бизнес в России закрывается, потому что владельцы не следят за сложными метриками. Для них существует только доходы, расходы и сумма на счетах. Однако некоторые показатели могут существенно облегчить или осложнить жизнь предпринимателями.

Предприниматель и специалист в области финансов Алексей Герасименко поделился простыми примерами, как наладить бизнес с помощью метрик и начать зарабатывать больше.
07.03.2023
Будем присылать самое интересное раз в 2 недели
Читайте статьи первыми
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Григорий Усанов
Главный редактор «Финансиста»
Иван Шестак
Редактор блога «Финансиста»
Предприниматель и специалист в области финансов, работал в крупных российских и международных компаниях

За какими показателями следить?

За какими финансовыми показателями следить в первую очередь, зависит от специфики бизнеса.

В высококонкурентном деле — это маржа на единицу продукта. А на предприятии, где затраты на производство минимальны, например, онлайн-сервисы — ключевой метрикой станет customer acquisition cost — стоимость привлечения клиента. Выручка в таком бизнесе — это чистые деньги, там практически нет переменных затрат на исполнение заявки каждого нового клиента. Поэтому можно тратить большие деньги на привлечение новых клиентов — на маркетинг.

Для определения наиболее важных показателей нужно выяснить, что влияет на прибыль. Иногда это кажется ерундой, но некоторые метрики существенно меняют конечный результат.

Например, вы работаете в розничной торговле. Ваша чистая прибыль составляет 10% от выручки. Условно со 100 рублей вы получаете 10. Перед вами вопрос: отказаться от оплаты банковскими картами или нет?

Эквайринг стоит вам 2,5%. Казалось бы, 2,5% — это ерунда. Но в перерасчёте на чистую прибыль — это уже 25%. Грубо говоря, если вы не будете принимать оплату по картам, ваша чистая прибыль вырастет на 25%.
Однако стоит задуматься: сильно ли просядут продажи, если вы перестанете принимать карты и переложите комиссию банка на клиента? Далеко не всегда ответ «да, сильно». У многих автодилеров при покупке автомобиля, есть пункт в договоре: в случае оплаты машины картой, сумма договора увеличивается на пару процентов

Почему бессмысленно считать все затраты?

Ещё одна типичная ошибка: собственники пытаются подсчитать все затраты на единицу товара, включая постоянные, и на основе этого принимают решения о предоставлении скидок.

Нужно понимать, что затраты на маркетинг или на бухгалтера от одного дополнительного клиента, скорее всего, не поменяются. Однако многие этого не понимают и не дают клиенту дополнительные скидки. А ведь в некоторых случаях можно дать дисконт хоть до 99%, потому что любая сумма, которую заплатит клиент, всё равно принесёт дополнительные деньги.

Например, у вас арендный бизнес. Стандартная ставка у вас 1000 рублей за квадрат в месяц. У вас есть 10 000 квадратных метров площади, половина из которых пустует. Затраты на бухгалтера, ремонт, коммуналку — постоянные, то есть не зависят от того, сколько квадратов вы сдаете. Пришёл новый клиент и попросил скидку. Какой дисконт ему можно дать? Ответ прост — любой.

Ваши затраты не изменятся, если часть вашей пустующей площади возьмёт новый арендатор. Даже если за эту площадь он заплатит 100 рублей в месяц вместо 1000, ваша итоговая прибыль возрастет.

Собственники часто этого не понимают, поэтому многие торговые центры стоят полупустые. Арендаторам можно снизить цены хоть в десять раз. Они заедут, сделают ремонт, а через полгода им можно будет поднять ставку. И скорее всего, арендатор не съедет, потому что он уже сделал ремонт, переезжать будет куда-то тяжело и проблематично. Поэтому в таких делах не стоит жадничать.

Когда собственник рассуждает с точки зрения влияния разных показателей на итоговую чистую прибыль, тогда у него меняется мироощущение и понимание затрат.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →
Что ещё почитать?
Error get alias