Какие финансовые показатели отслеживать бизнесу? Топ-7

92% стартапов закрываются. Чтобы избежать такого финала собственнику стоит разбираться в финансах компании: контролировать бизнес-показатели, следить за эффективностью решений. Так, можно вовремя отследить проблему и поддерживать стабильный рост.

Для каждой отрасли определяющие показатели могут быть разными. В этой статье расскажем, какие финансовые показатели отслеживать бизнесу — выделили 7 универсальных, которые любая организация должна контролировать в финансах.


















06.05.2022
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Валовая прибыль

Первый универсальный показатель, который поможет понять, что происходит с компанией — валовая прибыль. Формула валовой прибыли выглядит следующим образом:

Валовая прибыль = Выручка — Себестоимость


Показатель один из индикаторов уровня рентабельности. Чем больше организация получает валовой прибыли, тем выше эффективность и больше чистой прибыли. Чтобы всегда быть в курсе, сколько денежных средств есть у организации, лучшим вариантом будет автоматизировать расчёт валовой прибыли. Это позволяют сделать автоматизированные системы управленческого учёта. С ним можно в любой момент отслеживать показатель валовой прибыли в реальном времени и принимать бизнес-решения, основываясь на значении показателя.

EBITDA

Еще один финансовый показатель, который следует отслеживать бизнесу — EBITDA. Расшифровывается как Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, в переводе «прибыль до вычета расходов по процентам, налогам и начисленной амортизации». EBITDA показывает финансовый результат от основной работы компании. Не учитывает то, что не относится к операционной деятельности. Формула имеет следующий вид:

EBITDA = Чистая прибыль (убыток) + Прочее + Текущий налог на прибыль + Проценты к уплате + Амортизация

Показатель показывает кредитоспособность компании и помогает собственнику решить, стоит ли запускать новый продукт. EBITDA не отражается в бухгалтерской отчётности, однако продвинутые системы управленческого учёта позволяют рассчитывать его в реальном времени и держать «руку на пульсе».

Рентабельность

Показатель рентабельности отражает эффективность работы организации на основе ресурсной базы: денежные средства, сырье, кадровый потенциал и другие материальные и нематериальные активы. Систематически отслеживая показатель, можно видеть слабые места и предпринимать меры по дальнейшей финансовой деятельности.

Некоторые системы управленческого учёта позволяют отслеживать коэффициент рентабельности как по организации в целом, так и по отдельному проекту, отделу, товару и так далее. Так, например, в сервисе «Финансист» можно рассчитать коэффициент рентабельности продаж (ROS) по следующей формуле:

Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж / Выручка) * 100%

Операционная прибыль

Показатель отражает прибыль от основной (операционной) деятельности организации. Формула имеет следующий вид:

Операционная прибыль = Выручка — Себестоимость — Коммерческие расходы — Управленческие расходы

Из формулы видно, что операционная прибыль отражает доход организации без учёта налоговых платежей и платежей по различным обязательствам. Этот финансовый показатель нужно отслеживать бизнесу, чтобы исходя из величины операционной прибыли, собственник мог решить, что делать для развития компании. Если денежных средств недостаточно, размер операционный прибыли также «скажет» об этом, и тогда необходимо будет привлекать внешнее финансирование — инвестиции, кредит.

Чистая прибыль

Данный показатель — конечный финансовый результат деятельности организации. Чистая прибыль это балансовая прибыль организации после уплаты всех налогов, процентов и отчислений на амортизацию. Сумма чистой выручки идет на уплату дивидендов (если это предусмотрено в организации), либо остается в организации и отражается в бухгалтерском балансе по строке «нераспределенная прибыль». Чистая прибыль важный показатель, потому что на него обращают внимание:

  1. держатели акций — чем выше прибыль, тем выше дивиденды;
  2. контрагенты. Им показатель говорит о платежеспособности и возможности расплатиться по своим обязательствам;
  3. кредиторы. Смотрят на возможность компанию получить дополнительное финансирование и расплатиться по своим обязательствам;
  4. инвесторы. Получить дополнительное финансирование;
  5. сотрудникам организации. Дальнейшее развитие, премирование и прочее.

    Точка безубыточности

    Этот показатель, как и EBITDA, вы не найдете в бухгалтерском отчете. Точка безубыточности — объем продаж, при котором прибыль организации равна нулю. Другими словами, это минимальная сумма, которой должен быть равен доход за вычетом процентов и налогов, чтобы организация отработала в ноль. Точка безубыточности поможет компании:

    1. определить минимальную цену единицы товара, ниже которой опускать не следует;

    2. определить объем производства, при котором организация станет рентабельной;

    3. определить минимальный объем продукции на организации.
    Для того, чтобы отслеживать путь к точке безубыточности и вовремя скорректировать шаги, компании часто используют автоматизированные системы управленческого учета.

    Маржа и маржинальность

    Часто эти финансовые показатели, которые важно отслеживать бизнесу, называют идентичными, но это не так. Маржа показывает прибыль в денежном эквиваленте, а маржинальность — в процентах. Показатели имеют следующие формулы:

    Маржа = Выручка – Себестоимость;

    Маржинальность = (Выручка – Себестоимость) / Выручка * 100%


    Для компаний, занимающихся товарным бизнесом, будет важно отслеживать показатели маржи и маржинальности по каждой номенклатуре отдельно. Это поможет выявить самые маржинальные товары и принимать решения, основываясь на фактических данных. Расчет маржинальности каждой номенклатуры — трата огромных ресурсов, если использовать Excel. Но современные системы управленческого учета позволяют делать это автоматически без человеческого труда и, как следствие, без ошибок в расчетах.

    Также, облачные сервисы позволяют контролировать показатель по проектам, организациям, контрагентам, видам, группам номенклатуры или в рамках целой организации.
    Присылаем статьи раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
    Контролируя хотя бы эти 7 финансовых показателей, бизнес сможет отследить результаты и эффективно управлять финансами, проще принимать важные бизнес-решения что приводит к росту прибыли. Чтобы всегда «держать руку на пульсе» и безошибочно рассчитывать эти показатели, рынок предлагает автоматизированные системы управленческого учета.

    Например, сервис «Финансист», позволяет в режиме онлайн рассчитывать более 300 показателей для всех типов бизнеса и строить полноценные отчеты Cashfloy и PnL, интегрируясь с такими решениями, как 1С, Bitrix и iiko. Оставьте заявку в форме ниже, и специалист сервиса по автоматизации на примере вашей сферы покажет, как вам упростить работу.






    Получайте статьи почтой
    БЕСПЛАТНО покажем на примере из вашей сферы как работает сервис
    Демонстрация
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями