Этот шаг один из самых важных в построении финансовой модели. Он помогает показать инвесторам перспективы роста и масштабирования бизнеса.
Данные для расчётов можно брать из открытых источников:
- публикации исследований экспертов;
- комментарии специалистов в СМИ;
- научные публикации университетов;
- аналитика поисковых запросов;
- публикации компаний конкурентов с данными об оборотах.
Схема оценки рынка строится от глобальных значений и постепенно спускается к реально достижимому для компании объёму.
Первый шаг —
оценка потенциального объёма рынка, PAM (Potential Available Market). Например, в сфере образования это всё работоспособное население, которому может потребоваться повышение квалификации или профессиональная переподготовка.
Следующий шаг —
целевой рынок, TAM (Total Addressable Market). Из всего количества потенциальных покупателей берётся часть населения, которая реально тратит деньги на закрытие потребности в продукте компании или аналоге. В рамках нашего примера это часть трудоспособного населения, которая для повышения квалификации приобретает платные образовательные услуги.
Далее рассчитывается
доступный объём рынка, SAM (Serviceable Available Market). Нужно отсечь ту долю, которую уже занимают конкуренты. Например, если вы работаете в одной онлайн-школе, вы не будете учитывать тех, кто пользуется услугами других компаний в этой сфере.
Для бизнеса на ранних стадиях развития или для компаний, у которых есть какие-то ограничения в росте, рассчитывается
реально достижимый объём рынка, SOM (Serviceable & Obtainable Market). На этом шаге учитываются возможности и ресурсы конкретной компании. Например, пропускная способность платформы, через которую оказываются услуги, умножается на средний чек.
Пример соотношения между размерами рынков представлен на рисунке.