Основная проблема бизнеса в России — в компаниях не задумываются о фундаментальных финансах и структуре
капитала, например, сколько должно быть заёмного, сколько собственного. Многие стараются кредитоваться по самое не хочу, пока дают деньги на приемлемых условиях. Надеются позже разобраться, что дальше делать. Проработанная финансовая стратегия и финансовые планы существуют только в больших корпорациях.
Вопрос, сколько нам денег понадобится через год — задают редко. Например, по бизнес-плану нам нужно вырасти на 30%. Для этого следует найти 100 миллионов рублей. Но где мы их возьмём? Между точкой начала поиска этих миллионов и результатом может пройти до 12 месяцев. И, как это часто бывает в жизни, деньги нужны именно в тот момент, когда их вам ещё не дали. В итоге собственники начинают откладывать инвестиции или ужимать текущие платежи, чтобы финансировать новые проекты, иногда попадая в ловушку хронической нехватки ликвидности.
В то же время российский бизнес прекрасно планирует на краткосрочную перспективу, чтобы денег хватило на ближайшие, скажем, три месяца.
Это связано с историческим развитием страны. Во-первых, капитализм у нас развивался стихийно в 1990-е годы. Во-вторых, у нас никогда не было стабильной банковской системы. И, в-третьих, у нас нет развитого фондового рынка для относительно небольших компаний. Поэтому бизнес у нас развивается по-особенному.
Особенность проявляется, например, когда собственник начинает вести своё дело. Бизнес развивается, и в какой-то момент управленец решает получить существенные дивиденды. Но он не может выйти на IPO или продать часть инвестору — рынок узкий и неразвитый. Выход один — он начинает брать кредиты и выводить часть полученных денег на личные нужды.