8 причин начать вести управленческий учёт в 2022 году

С марта по июнь 2022-го в России закрылось 113,5 тысяч компаний, сообщает аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza. Это на 17,5% больше, чем за аналогичный период в прошлом году.

В нестабильной экономической ситуации важно углубиться в аналитику, детализировать прибыль и убытки и выстроить стратегию развития бизнеса. Сегодня объясняем, почему в кризис бизнесу необходим автоматизированный управленческий учёт.
28.07.2022
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Что такое управленческий учёт и зачем он бизнесу

Управленческий учёт — система финансовых показателей для предпринимателей и финансовых директоров, которая нужна для оценки эффективности бизнеса и принятия правильных бизнес-решений. Подробно останавливаться не будем — главное об управленческом учёте мы уже рассказывали в этой статье.

Управленческий учёт — замена налоговому

Бухгалтерский учёт в первую очередь необходим для налоговой отчётности. Управленческий учёт нужен для решения внутренних задач бизнеса — для минимизации рисков и увеличения прибыли. О детальной разнице двух учётов мы уже тоже говорили — прочитать можно здесь.

Зачем внедрять управленческий учёт

Есть как минимум 8 причин заняться управленческим учётом.

Причина № 1. Детализировать процессы и показатели

Для понимания ситуации в бизнесе и создания долгосрочной стратегии собственнику или финансовому директору нужны не только сухие показатели, но и история, которая стоит за конкретной цифрой. В Excel можно собрать отчёты и настроить разветвленную фильтрацию, однако там не будет необходимой глубины и возможности «провалиться» в детализацию.

Управленческий учёт предоставляет опции для группировки отчётов, изучения отдельных показателей и анализа доходов и расходов.

Причина № 2. Определить прибыльные и убыточные продукты

Руководство компании получает полезную информацию — например, о движении средств или скором банкротстве — благодаря бухучёту. Однако эта отчётность не показывает, какие направления развития перспективны, какие продукты приносят прибыль, а какие — убыток.

Управленческий учёт помогает собственнику оценивать перспективы компании и разрабатывать обоснованную стратегию. Такая аналитика нужна и потенциальным инвесторам, чтобы понять, в какие сроки прибыль с вложенных денег вернётся.

Причина № 3. Снять давление с финансового отдела

После начала пандемии 2020 года значимость финансового директора и его команды выросла. Эти сотрудники начали определять стратегию компании, поскольку каждый шаг стал требовать глубокого анализа и оценки возможных рисков. Подробно об этой ситуации мы писали здесь.

Управленческий учёт способен упростить работу финансового отдела и частично снять с него давление. Менеджерам не нужно будет вручную собирать бесконечные отчёты — финансовая команда займётся оценкой финансовых результатов и консультированием руководства.
Автоматизировать управленческий учёт и сэкономить время на подготовке отчётов поможет сервис «Финансист». Специалисты сервиса проведут бесплатную демонстрацию решения и предоставят тестовый доступ на 14 дней.
БЕСПЛАТНО покажем на примере из вашей сферы как работает сервис
Демонстрация

Причина № 4. Сократить количество ошибок

Многие задачи финансовых отделов завязаны на ручной работе. Чем больше такой работы, тем выше шанс ошибки по вине человеческого фактора. Менеджер может ошибиться при переносе данных из ERP-системы в Excel, сведении нескольких таблиц или добавлении нового столбца в ежемесячный отчёт.

В кризисные времена одна такая ошибка приведёт к неверным выводам и созданию стратегии, по вине которой компания понесёт огромные убытки. Автоматизированный управленческий учёт исключает риски человеческого фактора.

Причина № 5. Делать выводы на основе актуальных данных

Пока менеджеры тратят время на сведение, обработку, фильтрацию и анализ данных — информация устаревает. В итоге собственник получает отчёты и прогнозы на основе устаревших сведений, где не учитываются последние транзакции. Из-за этого выбранная стратегия становится неактуальной для текущего периода.

Автоматизированный управленческий учёт делает всю подготовительную работу за сотрудников и обновляет показатели в онлайн-режиме. Благодаря этому финотдел может сосредоточиться на анализе данных и предоставить собственнику релевантную аналитику.

Причина № 6. Исключить вероятность кассовых разрывов


Кассовый разрыв — опасность не только для стартапов, но и для крупных компаний с большим количеством проектов и обязательств, за которыми сложно уследить. В результате одной ошибки предпринимателю придётся брать кредит или выплачивать партнёрам неустойку.

Управленческий учёт соотносит доходы и убытки и способен предсказывать кассовые разрывы. Благодаря этому собственник может заранее обсудить с поставщиками возможность отсрочки и избежать кризисной ситуации.

Причина № 7. Сделать финансовые потоки прозрачными

Иногда в компании возникает ситуация, когда денег на счетах нет, хотя должны быть. Причиной может быть, например, скрытая банковская комиссия или просрочка платежа. Чтобы найти проблему, финдиректору придётся изучить денежные потоки всех юрлиц и расчётных счетов.

Управленческий учёт включает в себя необходимую аналитику, календарь платежей и другие функции, с которыми можно быстро проверить «маршрут» каждой копейки.

Причина № 8. Сделать отчётность удобной и понятной

Отчёты, необходимые налоговой или банкам, строго регламентированы и удобны только для конкретных инстанций. Собственнику сложно ориентироваться в этой отчётности и делать на её основе правильные выводы.

Чтобы избежать мучительных попыток разобраться в непонятных диаграммах, некоторые предприниматели начинают опираться на интуицию, а не на реальные финансовые показатели. Такой подход часто приводит к ошибочным решениям.

Автоматизированные управленческие системы выводят отчёты, опираясь на пожелания руководителя. В этих отчётах можно не учитывать лишнюю информацию — только данные, которые необходимы для стратегического планирования.

Что-то ещё?

Управленческий учёт позволяет сделать работу компании прозрачнее, быстрее и понятнее. Он помогает финансистам оценивать, сколько денег заработала компания, какую сумму можно забрать из оборота и какова вероятность кассового разрыва.

Но всё-таки это лишь инструмент — итоговое решение всегда остаётся за руководителем компании.
Подписывайтесь на блог, впереди ещё много интересной и полезной информации для финансового директора и владельца бизнеса.
Присылаем статьи раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Получайте статьи почтой
Понравилась статья? Поделиться с друзьями