Top.Mail.Ru
Объедините всю отчётность из 1С в сервисе «Финансист» без программиста за 5 минут

5 неочевидных ролей финансового директора в компании

09.08.2023
Григорий Усанов
Главный редактор «Финансиста»
Иван Шестак
Редактор блога «Финансиста»
Финансовый директор влияет на экономическую стратегию всей компании, определяет приоритетные проекты и позволяет основателю использовать ресурсы компании на 100%. Но это общее описание не покрывает всех функций главного финансиста предприятия.

В этом материале команда «Финансиста» вместе с Константином Ляховым раскрыла пять ключевых ролей финансового директора, а также его задачи в разрезе каждого направления.

Эта статья — ещё один конспект с нашей конференции «Финансы компаний v2.0».
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Будем присылать самое интересное раз в 2 недели
Читайте статьи первыми
Константин Ляхов
Директор по экономике и финансам Технопарка «Сколково»
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
У финансового директора много ролей в компании. Он выполняет связующую функцию между всеми отделами предприятия. В бурно растущих компаниях специалист приземляет амбиции фаундера, когда тот хочет «космических» результатов. Финдир переводит с языка руководителей на язык персонала и наоборот. С опытом у него также появляется команда и роль ментора.

Высшим пилотажем является членство в совете директоров, когда финдиру доверяют переговоры с инвесторами и медиацию внутрифирменных конфликтов.
Финдиректор — специалист, который за цифрами видит массу бизнес-процессов. Поэтому ему следует дать возможность высказываться по всем финансовым проблемам. Так он сможет выступать в роли доктора, который может сделать предприятие здоровее, а если есть проблемы — помочь с «лечением».
Рассмотрим детально, какие роли может исполнять финансовый директор в компании.

Эксперт

На протяжении всей карьеры финдир сталкивается с множеством нетривиальных задач, которые лежат в совершенно разных плоскостях. Например, ведение управленческого учёта, составление бюджета и согласование бизнес-плана, сокращение и уплата налогов, автоматизация бухгалтерской отчётности и подготовка договоров.
  • В роли эксперта финдир может:
    • анализировать и планировать финансово-экономическую деятельность;
    • собирать и консолидировать отчётность;
    • вести налогообложение;
    • проводить сделки;
    • рассчитывать инвестиций, в том числе размещать средства;
    • привлекать средства;
    • оценивать риски;
    • заниматься отладкой бизнес-процессов.

Управленец

На определённом этапе карьеры финдиректору нужно будет научиться руководить. В роли управленца такой специалист должен обладать мышлением out of the box, то есть видеть различные решения задач без ограничений.

Чем проще финдиру добыть и подготовить информацию, тем больше у него останется времени на анализ. А для этого у него должны быть современные инструменты бизнес-аналитики и грамотно структурированный массив данных. Собрать всё воедино без обученной команды сложно.

Подобрать такую команду — одна из задач финдира. В противном случае специалист всё время потратит на сбор, причёсывание данных и подготовку отчётных форм вместо анализа и выработки рекомендаций.
  • В роли управленца финдир может:
    • руководить коллективом;
    • организовывать труд, управлять информационными ресурсами и бизнес-процессами;
    • участвовать в разработке и принятии управленческих решений;
    • разрабатывать и внедрять инструменты регулярного менеджмента;
    • проводить антикризисные мероприятия.

Переводчик

Функция переводчика для финдира неявная, но помогает с коммуникацией. Часто одна и та же терминология внутри компании понимается по-разному.

Например, «расход» в обиходе казначея — списание денег с расчётного счёта, для завсклада — выбытие товарно-материальных ценностей (ТМЦ), а для бухгалтера — списание на затраты. Причем для того же бухгалтера списание денег с расчётного счёта означает погашение обязательств, а выбытие ТМЦ со склада — внутреннее перемещение. Поэтому финдир является одним из немногих специалистов, кто понимает разницу в каждой из ситуаций.

Другой пример, когда руководство компании мыслит в категории консолидированной отчётности — ОПиУ, денежный поток и баланс. Такими терминами пользуются на совете директоров, когда формируют, утверждают и исполняют бюджет. Но, например, начальник производственного цеха при планировании собственного бюджета не сможет сказать, какая у цеха EBITDA. В то же время он сможет детально рассказать о расходе материалов, количестве работающих станков и сотрудников.

Однако качественный бюджет без анализа результатов цеха составить невозможно. И только финдир сможет объяснить начальнику цеха, какие ему нужны данные для расчёта EBITDA.
  • В роли переводчика финдир может:
    • переводить с языка цифр и показателей на язык смыслов и обратно;
    • переводить с управленческого языка на рабочий;
    • различать терминологию в разных блоках компании;
    • выстраивать коммуникации между разными отделами.

Переговорщик и медиатор

Нередко финансовому директору приходится проводить переговоры с контрагентами, а также решать конфликты внутри компании. Такая роль требует от специалиста неординарных способностей, большого опыта и умения быть выше конфликта.
В моей практике был случай, когда два заместителя генерального директора не могли договориться между собой, поэтому они шли к руководству. Гендир решал их спор, но лишал их за это 5% от квартальной премии. Для замов это было накладно. Поэтому с появлением финансового директора они сначала обращались с ним, как с третейским судьёй и ценили его за беспристрастность.
  • В роли переговорщика финдир может:
    • решать конфликты между разными блоками компании (прежде всего между их руководителями);
    • решать конфликты между собственниками;
    • решать конфликты с контрагентами.

Консультант и ментор

Эти роли для финдиректора являются необязательными, поскольку для них нужны высокая квалификация, опыт работы в разных отраслях, направлениях, в больших и маленьких компаниях. Советы такого специалиста могут быть ценнее, чем встречи с профессиональными консалтерами. Прежде всего потому, что финансист — практик и понимает, какие процессы стоят за теми или иными цифрами и показателями.
  • В роли консультант финдир может:
    • решать нестандартные финансово-экономические задачи;
    • реорганизовывать бизнес;
    • сопровождать сделки покупки и продажи долей в компании;
    • проводить финансовое моделирование;
    • оценивать состояние бизнеса;
    • разрабатывать бизнес-планы, стратегии компании и долгосрочные программы развития;
    • обучать топ-менеджеров финансовой и экономической грамотности.
О том, с каким подразделениями финдиру приходится взаимодействовать и какие вопросы при этом решать, мы расскажем во второй части материала.
Подпишитесь на наш Telegram-канал!
Рассказываем о важных материалах про корпоративные финансы и делимся полезными подборками
Хотите эффективно контролировать бизнес?
Попробуйте «Финансист» бесплатно и контролируйте
KPI наиболее результативно →
Что ещё почитать?
28.09.2023
14.09.2023
10.08.2023